Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Класс: 6
Предмет: литература.
Учебник и дополнительная литература:
1. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Автор-составитель: В.Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2012 г.
2. Самарский М.А.. Радуга для друга: повесть. – Москва: ЭСМО, 2016. – 256 с. – (Лучшие книги для подростков)
Тип урока: изучение нового
Вид урока: исследовательский
Предварительная работа:
1. Чтение повести М.Самарского «Радуга для друга».)
2. Вопросы к повести (Приложение1)
Тема урока:
«Уроки настоящей дружбы».(По повести М.Самарского «Радуга для друга».)
Цель: совершенствование навыков анализа художественного произведения; развитие монологической речи учащихся.
Задачи:
Образовательная : аналитическое чтение и комментирование фрагментов повести, выделение нравственных проблем как ведущих в творчестве молодого писателя Михаила Самарского; заинтересовать книгой, помочь показать свои знания в области литературы, привлечь внимание учащихся к чтению.
Развивающая : развитие мышления, аналитических способности, воссоздающего воображения, выразительного чтения.
Воспитательная: воспитание внимательного и бережного отношения к природному миру, милосердия и чуткости к самым близким людям, доброжелательного и заботливого отношения к сверстникам, к животным и тем, кто полноценно не может воспринимать наш прекрасный мир; желания прийти на помощь к тем, кто в этом нуждается; умения посмотреть на себя со стороны.
Оборудование:
1.Компьютер, презентация, буктрейлер.
2. Текст повести М.Самарского «Радуга для друга»
Ход урока:
Iстадия – вызов интереса обучающихся к произведению.Подготовка к погружению в текст.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Проверка домашнего задания. Карточка-минутка
Слово учителя.
Сегодня мы будем знакомиться с удивительным, непохожим на тех, кого мы знали раньше, писателем, узнаем судьбу его книги «Радуга для друга» и попытаемся определить, исследуя сюжет, главную мысль этого произведения. Направление этому пути может подсказать тема нашего занятия «Уроки настоящей дружбы» и такие эпиграфы:
Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
Марк Твен
Лучшее, что есть у человека, – это собака.
Туссен Шарле
Известно, что летчик направляет самолет, куда хочет, пользуясь рычагами управления. Самый же благородный человек в мире - это тот, кто определил свой путь и дальше постоянно его проверяет компасом сердца и разума. Человек этот принесет спасение, облегчение и радость многим другим. С одним из таких людей и его творчеством я хочу вас сегодня познакомить. Этот молодой писатель – Михаил Самарский.
Презентация. Слайды 1 - 4
Мы знаем, что у каждой книги своя история рождения и своя судьба. Например (короткие подсказки учащихся). Есть своя история рождения и своя судьба и у повести М.Самарского.
Фрагмент буктрейлера
Учитель:
Вот что пишет об этом сам писатель: ««У нас мёртвые глаза, но живые сердца!». Впервые я услышал эту фразу в двенадцать лет. Произнёс её слепой мальчик, с которым мы случайно познакомились в парке. Его рассказы о своей жизни настолько потрясли меня, что я решил примерить на себя «одежды» этого парня и прочувствовать всю ту душевную боль, которую он испытывает ежедневно, ежечасно. Дождавшись летних каникул, я решил на несколько дней «умертвить» свои глаза. В результате прожил трое суток со светонепроницаемой повязкой на глазах. Никаких исключений – 72 часа жил жизнью слепого человека. Принимал пищу, гулял по двору, играл с собакой, обычные книги заменил на аудио, слушал телевизор. Не стану кривить душой – было страшно. Иногда было просто невыносимо. В первый же день (да что там день - в первый же час) хотелось сорвать повязку и больше никогда не проводить таких экспериментов. Скажу честно, я и сам не знаю, как мне удалось выдержать эти три «чёрных» дня.
И всё же до конца зрячему человеку это не прочувствовать. Ведь я же знал, что пройдёт день, другой, третий, и я снова увижу маму, синее небо, зелёную траву, розовые вечерние облака. Однажды мне вдруг пришла мысль: «А вдруг это навсегда?». Внутри всё оборвалось. В последнюю ночь я долго не мог уснуть, мне хотелось не просто расплакаться, а разрыдаться. Не знаю, что это было – то ли провидение, то ли просто так совпало, но, когда я снял повязку и поднял глаза к небу, там сияла радуга. Я очень люблю смотреть на радугу и всегда огорчаюсь, когда она исчезает, Но в тот день я почему-то радости не испытал. Первое, что мне подумалось: мой друг никогда не увидит этой красоты. И тогда я дал себе слово: «Сколько буду жить на этом свете, столько буду помогать слепым людям!».
Так созрело решение написать книгу. Но чем школьник может помочь незрячим?
Презентация. Слайд 5-6
Я стал собирать материал, познакомился с инструкторами собак-поводырей, стал переписываться с незрячими людьми, в конце концов, написал книгу о слепом мальчике и его друге, лабрадоре-поводыре Трисоне. Назвал книгу, конечно же, «Радуга для друга».
II. Стадия осмысления произведения. Погружение в текст.
Презентация. Слайд 7.
Учитель:
Давайте подумаем и скажем: как живётся в нашем обществе инвалидам? Подтвердите примерами из повести.(гл.3 - в аптеке,стр.26-27; гл.4 – Предложение Брайля – стр.36;гл.6 - в магазине- стр.49-50)
Что нужно сделать, чтобы им помочь?
Как живётся животным в нашем обществе? Докажите примерами из повести (гл.6 похищение Трисона, диалог воров;гл.24 – ст.213,217-222)
Что значит любить? Трисон любит своего хозяина. В каких эпизодах проявляется особенно ярко? Гл.14 – Трисон нашёлся и встреча с Сшкой; гл.22 – Трисон дарит Сашке радугу
Почему повесть называется «Радуга для друга»? (Радуга – это своеобразный маяк для слепого мальчика, который мечтает обрести зрение.Радуга – это мечта и цель для лабрадора, который хочет помочь другу. Радуга – символ многоцветной жизни, радости, которая доступна нам, которая делает человека счастливым.)
III. Стадия рефлексии
1.Итак, какие же уроки настоящей дружбы можно получить, прочитав повесть «Радуга для друга»
2. Вернёмся к эпиграфам. Как вы поняли смысл этих высказываний?
Презентация. Слайд 10
Подводя итоги урока, продолжите любую из фраз:
Я почувствовал, что….
Я узнал, что….
Я понял, почему повесть «Радуга для друга» названа лучшей книгой для подростков…