fokinoschool3

ПРИНЯТО
На заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08.2013






УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Фокинская средняя
общеобразовательная школа №3»
Sosnovskaja IJu podpis И. Ю.Сосновская
Приказ № _126-а_ от 03.09.2013
Pechat shcoly osn

ПОЛОЖЕНИЕ
о психолого-медико-педагогический консилиуме образовательного учреждения

1. Общие положения
1.1 Психолого-медико-педагогический консилиум как основная функциональная единица образовательного учреждения создается в соответствии с приказом департамента общего и профессионального образования Брянской области № 471 от 18.07.05 («О реорганизации деятельности психолого-медико- педагогических комиссий Брянской области»).
1.2 Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (в дальнейшем ПМПк) является единицей диагностико-коррекционного типа, деятельность которой направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, обучением, воспитанием, социальной адаптации и интеграции в обществе детей с различными отклонениями в развитии, приводящих к школьной дезадаптации (проблемам в обучении и поведенческим расстройствам).
1.3 ПМПк является межведомственной, постоянно действующей структурой образовательного учреждения. В связи с межведомственным характером деятельности ПМПк на специалистов различных профилей (медицинского, педагогического, социального) распространяются все льготы и права соответствующих ведомств.
1.4 Порядок открытия ПМПк, организация условия материального обеспечения, контроля за работой определяется приказами департамента общего и профессионального образования Брянской области и районных отделов образования.
1.5. Методическое руководство работой ПМПк осуществляется департаментом общего и профессионального образования Брянской области и департаментом здравоохранения Брянской области, областной психолого-медико-педагогической комиссией.
1.6 ПМПк в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации

2. Цели и задачи
2.1 Целью организации Консилиума является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно - психического здоровья.
2.2 В задачи Консилиума входит:
2.2.1 Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии, трудности в обучении и школьной адаптации, с целью организации их развития и обучения в соответствии с их индивидуальными возможностями.
2.2.2 Обследование детей старшего дошкольного возраста с целью выявления их готовности к обучению и определения содержания, форм и методов их обучения и воспитания в соответствии с особенностями их физического и психического развития. Формирование на базе дошкольных учреждений специализированных групп по подготовке детей, имеющих особенности развития, к школьному обучению как по общеобразовательным, так и по коррекционно-развивающим программам.
2.2.3 Диагностическая и коррекционная работа с учащимися в системе коррекционно-развивающего обучения на базе массовой школы.
2.2.4 Выявление уровня и особенностей развития познавательной сферы (речи, памяти, внимания, работоспособности и других психических функций), изучение эмоционально-волевого и личностного развития.
2.2.5 Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе коррекционного обучения и воспитания.
2.2.6 Выбор оптимальной для развития ребенка учебной программы. При отсутствии положительной динамики в обучении в течение одного года решение вопроса о повторном прохождении программы данного класса или выборе соответствующего типа школы.
2.2.7 При положительной динамике и компенсации недостатков определение путей интеграции детей в соответствующие классы, работающие по основным образовательным программам.
2.2.8 Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
2.2.9 Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьным компонентом. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценка ее эффективности.
2.3.10 Организация взаимодействия между педагогическим составом школы и специалистами, участвующими в деятельности консилиума.

3. Структура и организации деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
3.1 Психолого-медико-педагогический Консилиум создается в общеобразовательном учреждении приказом директора школы. В его состав входит заместитель директора по учебно-воспитательной работе (председатель Консилиума), учителя с большим опытом работы, учитель логопед (или учитель-дефектолог), детский психолог, врач (педиатр, невролог или детский психиатр). При отсутствии специалистов они могут привлекаться к работе Консилиума на договорной основе.
3.2 Прием детей и подростков на Консилиуме осуществляется как по инициативе родителей (законных представителей), так и по инициативе педагога класса или воспитателя детского сада, в котором находится или обучается ребенок, и в этом случае должно быть получено письменное согласие родителей (законных представителей) на обследование ребенка. При несогласии родителей (законных представителей) с ними может проводится психологическая работа по созданию адекватного понимания проблемы. Во всех случаях согласие родителей (законных представителей) на обследование, коррекционную работу и образовательный маршрут, а также на его изменения должно быть получено в письменном виде и занесено в Карту развития ребенка.
3.3 Работа специалистов Консилиума по обследованию детей осуществляется в присутствии родителей (законных представителей). Прием подростков старше 12 лет, обратившихся по личной инициативе, допускается без сопровождения родителей.
3.4 При обследовании на Консилиуме должны быть представлены следующие документы:
- педагогическое представление на ребенка (из дошкольного или школьного образовательного учреждения), в котором должны быть отражены проблемы, возникающие у педагога и воспитателя, работающих с ребенком;
- подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей: педиатра, невролога, детского психиатра, при необходимости - сурдолога, офтальмолога, ортопеда. При необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке врач (медицинская сестра) Консилиума направляет запрос соответствующим медицинским специалистам;
- свидетельство о рождении, письменные работы по русскому (родному) языку, математике, рисунки и другие виды самостоятельной деятельности детей.
3.5 Обследование ребенка проводится каждым специалистом Консилиума индивидуально.
3.6 По результатам обследований (психологом, логопедом, врачом/медицинской сестрой, педагогом) составляются представления по утвержденной схеме.
3.7 На основании полученных данных (представлений специалистов) коллегиально составляется заключение Консилиума и рекомендации об образовательном маршруте или его изменении, воспитании ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей.
3.8 В ситуации диагностически сложных случаев, конфликтных моментов, невозможности для членов Консилиума принятия однозначного решения об обучении и воспитании ребенка он направляется на психолого- медико-педагогическую консультацию (муниципальную или окружную) для углубленной диагностики. Для направления на консультацию заполняется стандартизованная форма.
3.9 На ребенка, проходящего обследование на Консилиуме, заводится Карта развития ребенка, в которой находятся все данные индивидуального обследования, заключение Консилиума, копии направлений во внешние организации, включая направление на муниципальную психолого-медико-педагогическую консультацию (муниципальную ПМПК). Кроме того, в Карту развития ребенка вносятся данные об обучении его в классе/группе коррекционно-развивающего обучения (педагогический дневник), данные по специальной коррекционной работе, проводимой специалистами-психологами, логопедами, другими специалистами, работающими с детьми классов КРО. Данные вносятся в конце каждой учебной четверти (для педагогов), а также после каждого курса занятий со специалистами с описанием наблюдаемой динамики и перспективными планами коррекционной работы.
Карта развития ребенка хранится у Председателя Консилиума и выдается только специалистам, работающим в Консилиуме или классах КРО. Председатель Консилиума и специалисты несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование на Консилиуме или обучающихся в классах КРО.
В случае направления ребенка на муниципальную (окружную) психолого- медико-педагогическую консультацию Карта развития ребенка со всеми представлениями и заключением Консилиума передается сотрудниками Консилиума в вышестоящую консультацию, при этом в журнале учета детей, прошедших обследование, делается соответствующая запись.
После прохождения обследования ребенка специалистами муниципальной или окружной ПМПК в Карту развития ребенка добавляются соответствующие заключения и решение муниципальной ПМПК, после чего Карта развития ребенка возвращается в Консилиум школы.
3.10 В конце третьей четверти Консилиум обсуждает результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения и принимается решение о продолжении обучения в условиях класса КРО либо о выводе ребенка в другую образовательную систему (изменении образовательного маршрута). На детей, выводимых из классов КРО, составляется итоговое заключение. В случае несогласия родителей (законных представителей) с решением Консилиума о выводе ребенка о выводе ребенка в другую образовательную систему (изменении образовательного маршрута) ребенок направляется Консилиумом на муниципальную психолого-медико-педагогическую консультацию для подтверждения или уточнения рекомендаций.
 Любые изменения образовательного маршрута как в пределах одного образовательного учреждения, так и в случае изменения типа образовательного учреждения могут быть осуществлены только при наличии письменного согласия на это родителей (законных представителей).
В ситуации выведения ребенка в другую образовательную систему оформляется выписка из Карты развития, в которой в краткой, обобщенной форме отмечаются заключения всех специалистов, проводивших консультирование, включая педагогическую характеристику, результаты специальной коррекционной работы с ребенком, итоговое заключение Консилиума школы.
Выписка выдается родителям по специальному запросу из того образовательного учреждения, в котором будет обучаться ребенок.
3.11 В школьном Консилиуме ведется следующая документация:
- журнал записи и учета детей, прошедших консультацию;
- журнал обследований специалистов;
- журнал коллегиальных заседаний Консилиума, с отметками о движении документации и соответствующих направлениях ребенка в системе психолого-медико-педагогической службы округа, так и во внешние организации;
- карты развития детей с представлениями специалистов и заключениями Консилиума по результатам обследования и решением о форме и виде коррекионно-развивающего обучения;
- листы коррекционной работы специалистов (вкладываются в карту развития ребенка в процессе коррекционной работы);
- списки классов (коррекционных групп дошкольных учреждений) коррекционно-развивающего обучения (подготовки детей к школьному обучению на базе дошкольных учреждений или специальных групп данной школы);
- список специалистов Консилиума и специалистов, привлеченных на договорной основе, расписание их работы, включая расписание индивидуальных и групповых занятий;
- журнал регистрации архива Консилиума;
- архив Консилиума, состоящей из карт развития детей, выведенных из системы коррекционно-развивающего обучения школы в другие образовательные системы, специализированные учреждения здравоохранения или социальной защиты;
- журнал регистрации детей данной школы, проходящих коррекционно-диагностическое обучение в экспериментальных группах окружной (муниципальной) ПМПК.
3.12. Архив Консилиума хранится в течение 10 лет в специально оборудованном месте и выдается только членам Консилиума, о чем в журнале регистрации архива Консилиума делается соответствующая запись.
3.13. Председатель и специалисты, участвующие в работе Консилиума, несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование или находящихся на коррекционно- диагностическом обучении в дошкольных группах и классах КРО.

4. Порядом подготовки и проведения Консилиума
4.1 Консилиумы подразделяются на плановые и внеплановые.
4.2 Плановые Консилиумы проводятся один раз в полугодие для каждого ученика класса КРО в соответствии с графиком обследования классов.
Деятельность планового Консилиума ориентирована на решение следующих задач:
- определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей классов КРО;
- выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребенка;
 - динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.
4.3 Внеплановые Консилиумы собираются по запросам специалистов (в первую очередь педагога класса), ведущих с данным ребенком коррекционно-развивающую работу. Поводом для внепланового Консилиума является выяснение или возникновение новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие ребенка, отрицательная динамика его обучения или развития.
Задачами внепланового Консилиума являются:
- решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявленным обстоятельствам;
- изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае ее неэффективности.
4.4 Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы ребенку, проходящему консилиум и взятому на коррекционно-развивающее обучение и внеурочную коррекционную работу, назначается ведущий специалист.
4.5 Решением Консилиума ведущим специалистом назначается в первую очередь педагог класса, но может быть назначен любой другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную коррекционную работу.
4.6 В функциональные обязанности ведущего специалиста входит коррекционно-развивающая работа с ребенком, а также отслеживание проведения комплексных диагностических обследований и коррекционных мероприятий другими специалистами, право решающего голоса при определении образовательного маршрута, проведении повторных Консилиумов.
4.7 При выявлении новых обстоятельств или кардинальных изменений в состоянии ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы или иных случаях повторный Консилиум имеет право назначить другого специалиста в качестве ведущего.
4.8 Подготовка к проведению Консилиума
4.8.1 Обсуждение ребенка на Консилиуме планируется не позднее 10 дней до даты проведения Консилиума.
4.8.2 Ведущий специалист обсуждаемого ребенка, по согласованию с председателем Консилиума, составляет список специалистов, участвующих в Консилиуме. В список специалистов-участников Консилиума входят специалисты, непосредственно работающие с ребенком, в том числе педагоги и воспитатели ГПД, непосредственно работающие с ребенком, специалисты-консультанты, проводившие консультирование ребенка и знающие его проблематику, специалисты- стажеры.
4.8.3 Специалисты-консультанты, специалисты, ведущие непосредственную работу с ребенком, обязаны не позднее чем за 3 дня до проведения Консилиума представить ведущему специалисту характеристику динамики развития ребенка и динамики коррекционной работы по установленной форме за период, прошедший с момента последнего Консилиума по данному ребенку, и заключение, в котором должна быть оценена эффективность проводимой развивающей или коррекционной работы и даны рекомендации по дальнейшему проведению коррекционно-развивающей работы.
Ведущий специалист готовит свое заключение по ребенку с учетом предоставленной ему дополнительной информации к моменту проведения Консилиума.
4.9 Порядок проведения Консилиума
4.9.1 Консилиум проводится под руководством Председателя Консилиума, а в его отсутствие - заместителя Председателя Консилиума.
4.9.2 Председатель Консилиума имеет право по согласованию с директором школы в разовом порядке назначать Временного председателя данного Консилиума из числа высококвалифицированных специалистов Консилиума.
4.9.3 Ведущий специалист докладывает свое заключение по ребенку на Консилиуме и оформляет протокол Консилиума. Каждый специалист, участвующий в коррекционно-развивающей и консультационной работе, в устной форме дает свое заключение о ребенке. Последовательность представлений специалистов определяется Председателем Консилиума.
4.9.4 Заключения всех специалистов, проводящих коррекционно- развивающую работу с ребенком или проконсультировавших его, являются равнозначными для Консилиума.
4.9.5 Рекомендации по проведению дальнейшей коррекционно- развивающей работы, утвержденные Консилиумом, являются обязательными для всех специалистов, работающих с ребенком.
4.9.6 Протокол Консилиума оформляется не позднее чем через 2 дня после его проведения и подписывается ведущим специалистом, Председателем Консилиума и педагогом класса.


Всероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей.

 

Система Orphus

Вы здесь: Психологическая служба Положение о психолого-медико-педагогический консилиуме образовательного учреждения