fokinoschool3

«Загрязнение и охрана окружающей среды»

Цель проекта:
1. Продолжить дальнейшее формирование мировоззренческих идей об антропогенном воздействии на природу как важном факторе развития окружающей среды.
2. Углубить знания о роли географической науки в организации рационального использования и преобразования природных условий и ресурсов.
3. Продолжать развивать умение устанавливать взаимосвязи между компонентами природы в природном комплексе.
4. Развивать умение сопоставлять факты и делать выводы
5. Продолжить формирование убежденности в необходимости познания человеком закономерностей географической оболочки и учета их в хозяйственной деятельности
6. Воспитывать бережное отношение к природе и рациональное использование ее богатств.
Оборудование: мультимедийный проектор, фрагмент фильма, фотографии, презентация, сделанная учащимися.
Формы и методы: презентация, рассказ с элементами беседы, создание проблемной ситуации, тестирование, интерактивные приёмы – работа в группах.
Опережающее задание: создание творческих коллективов учащихся по исследованию проблем охраны отдельных компонентов геосреды: атфосферы, гидросферы, литосферы.
Основные виды учебных действий ученика в КВО включают: выявление источников загрязнения, характеристику выбросов или вредного воздействия ,анализ последствий загрязнения и обоснование выбранных путей решения проблемы.
Результаты работы КВО позволяют учащимся самостоятельно сопоставить последствия загрязнения геосредыи систематизировать полученные результатыв виде презентаций.

СТРУКТУРА УРОКА.

1.Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся.
Загрязнение окружающей среды – нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений. Оно приводит к вредному воздействию на литосферу, гидросферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания, конструкции и самого человека.
Цель нашего проекта выявить главные источники загрязнения окружающей среды и найти пути решения природоохранных проблем.

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
Систематизация знаний учащимися – терминов и понятий темы.
1.Выполнение тестов (4 варианта)

Вариант №1. Взаимодействие общества и природы.

1.Географическая оболочка:
А) Взаимосвязь оболочек земного шара
Б) Гидросфера
В) Атмосфера

2. Ландшафты – это …
А) Участок земной поверхности, ограниченной природными рубежами
Б) Территория, измененная хозяйственной деятельностью человека
В) ПК, не имеющей четкой границы

3. Антропогенные ландшафты это - …
А) Вторичные леса
Б) Тайга
В) Экваториальные леса

4. Мероприятия, направленные на изучение, охрану и преобразование природной среды
А) Природопользование
Б) Загрязнение
В) Восстановление

5. Компоненты природы, которые человек вовлекает в производство
А) Природные ресурсы
Б) Природные условия
В) Окружающая среда

Ответы занесите в таблицу:

1 2 3 4 5
         

Вариант №2.

1.К неисчерпаемым природным ресурсам относится
А) Водные
Б) Минеральные
В) Космические

2. Земельные ресурсы можно восстановить
А) Распашками
Б) Рекультивацией
В) Засолением

3.Ресурсообеспеченность – это …
А) Соотношение мировых запасов
Б) соотношение между добычей и использованием
В) Наличие природных ресурсов

4. Интенсивный путь освоения
А) Распашка новых земель
Б) Полная переработка
В) Разработка новых месторождений полезных ископаемых

5. Географический детерминизм – это …
А) Переоценка роли общества
Б) Преувеличение роли природы
В) Недооценка роли природы

Таблица ответов:

1 2 3 4 5
         

Вариант №3

1.Истощение земель происходит в результате
А) Мелиорации
Б) рекультивации
В) Эрозии

2. Самая богатая страна в мире
А) Бразилия
Б) Индия
В) Россия

3. Коллапс
А) естественное восстановление природной среды
Б) Начало деградации природной среды
В) Необратимая деградация природной среды

4. Окружающая среда
А) Часть земной природы, с которой общество взаимодействует
Б) Взаимодействие общества и природы
В) среда обитания и производительной деятельности человеческого общества

5. Экстенсивный путь освоения природных ресурсов
А) использование малоотходного производства
Б) Переработка сырья
В) Вырубка леса

Таблица ответов:

1 2 3 4 5
         

Вариант №4

1.Антропогенный ландшафт
А) Сформировался под влиянием природных факторов
Б) сформировался в результате изменений в результате хозяйственной деятельности
В) участок земной поверхности

2. Географический нигилизм
А) Недооценка роли географической среды
Б) Преувеличение роли географической среды
В) Преувеличение роли общества

3. Рациональное природопользование
А) Внедрение «чистых» технологий пользования
Б) Размещение «грязных» производств капиталистических и развивающихся стран
В)Контроль общества

4. Исчерпаемые – восполнимые природные ресурсы
А) Биологические
Б) Минеральные
В) Водные

5. Природные условия
А) компоненты природы, которые влияют на хозяйственную деятельность
Б) компоненты природы, которые человек использует в хозяйственной деятельность

Таблица ответов:

1 2 3 4 5
         

2.Интерактивное занятие (кооперативная форма обучения)
Цель работы состоит в том, чтобы учащиеся сами создали пути решения проблемы охраны природы.
Работа в группах.
Каждая группа работает над своим заданием.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП

ГРУППА 1.Составьте опорную схему, дав ответы на вопросы:
1. Каковы источники загрязнения литосферы?
2. Каковы последствия загрязнения литосферы?
3. Каковы пути решения проблемы охраны литосферы?

ГРУППА 2.Составьте опорную схему, дав ответы на вопросы:
1. Каковы источники загрязнения гидросферы?
2. Каковы последствия загрязнения гидросферы?
3. Каковы пути решения проблемы охраны гидросферы?

ГРУППА 3. Составьте опорную схему, дав ответы на вопросы:
1. Каковы источники загрязнения атмосферы?
2. Каковы последствия загрязнения атмосферы?
3. Каковы пути решения проблемы охраны атмосферы?

Презентация результатов обсуждения в группах.

При работе в микрогруппах учащиеся делают выводы по каждому вопросу, записывая их маркером на листе бумаги. Один ученик дает пояснение и формулирует выводы, прикрепляет лист на доску в соответствующем порядке. Все выводы формируют целостную систему.

  Источники загрязнения Последствия загрязнения Пути решения проблем
Литосфера      
     
     
     
Гидросфера      
     
     
     
Атмосфера      
     
     
     

Обобщение и систематизация знаний.
(Схема на доске) ожидаемый результат

Пути решения природоохранных проблем

1. Создание очистных сооружений
2. Переработка мусора
3. Создание сети охраняемых природных территорий
4. Рациональное размещение «грязных» производств

4.Усвоение системы знаний

Задания для групп творческого уровня, направленные на применение полученных знаний.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 ГРУППЫ

В центральном Казахстане открыто месторождение угля – Щебаркольское, находиться оно в Тенгизском районе, имя которому дало заповедное озеро Тенгиз, известное гнездящимися колониями фламинго. Обрабатывать месторождение можно открытым способом. Запасов топлива – 2 млрд.тонн, добыча в год - 1млн тонн.
Условия – целинные земли, степи. Толщина почвенного покрова – 50 см. Скорость образования почв – 2 см за 100 лет.
Задание. 1. Подсчитайте, сколько лет необходимо для разработки данного месторождения?
2. Сколько лет потребуется для восстановления почвенного покрова?

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ГРУППЫ

Человек потребляет в основном речную воду, объем которой в руслах составляет 12000км3. 1840км3 стока зарегулировано озерами и водохранилищами. Количество сточных вод около 450 км3. Сточная вода, сбрасываемая в реку и водоёмы, портит в 15 раз больший объем чистой естественной воды.
Задание. 1.Сколько воды будет загрязнено в год?
2. Какой % вод от общего объёма будет загрязнен?

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 3 ГРУППЫ

За последние 100 лет в результате деятельности человека в атмосферу поступило 360 млрд. тонн СО2, что привело к увеличению его содержания в атмосфере на 13%.
Задание. 1.Посчитайте, на сколько в атмосфере увеличится концентрация СО2 в 2017 году?
2. Сколько процентов это составляет?

Обсуждение полученных результатов.


Всероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей.

 

Система Orphus

Вы здесь: Загрязнение и охрана окружающей среды