fokinoschool3

Зная природу ребенка, можно заключить, что всякое насилие, особенно телесные наказания и избыточная опека недопустимы в семье и крайне вредны как с педагогической, так и с психологической и биологической сторон и приводят к формированию негативных типов личности.
П.Ф. Лесгафт

Становление и развитие правового государства, в котором центральное место занимают ценности личности и моральный облик граждан, зависят, прежде всего, от воспитания молодого поколения. Поэтому в настоящее время остро ощущается необходимость в использовании всех воспитательных средств для развития детей в духе уважения к человеческому достоинству и свободе.
Актуализация гуманистических и демократических ценностей общечеловеческого значения сейчас не стала фундаментом для утверждения в семье и детском саду нравственно-правовых отношений.  Именно в семье, в микросоциальной среде, где формируются первые правовые и нравственные понятия, где происходит первоначальное становление ребенка как личности с определенным психическим складом и общественными установками, заложены причины благополучия и неблагополучия детства.
У дошкольников безусловное доверие к родителям: их словам, поступкам, оценкам. Они являются примером для подражания и ориентиром в жизни. Дети, наблюдая за взаимоотношениями взрослых, в играх воспроизводят семейный уклад жизни, нравственные, правовые отношения.
Существуют семьи с демократическим и авторитарным стилями общения (А.В. Мудрик). Стиль доброжелательных взаимоотношений является действенным методом нравственного воспитания детей.
Родители для ребенка должны быть:
- источником доброты, чуткости, любви и человеческого тепла;
- близкими друзьями;
- примером для подражания, авторитетом;
- руководителями, высшей властью, судьями.
Принципы педагогики семейного воспитания основываются на демократическом стиле отношений:
1. Доброжелательное отношение к ребенку на основе любви, ласки, общения;
2. Единство требований внутрисемейного и общественного воспитания;
3. Учитывать возрастные, индивидуальные, половые особенности детей;
4. Опираться на положительные качества детей.
К сожалению, большинство родителей придерживается авторитарного стиля поведения с детьми, не замечают в них человека, личность. Это может вызвать у ребенка страх перед родителями, что заставляет их лгать, приспосабливаться, быть неискренними. Нравственное сознание дошкольника находится в стадии становления. Ему сложно ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, так как этому возрасту свойственно уникальное и уязвимое качество души - доверие.
«Если человек безгранично доверяет другому, - писал В.А. Сухомлинский, - он в какой-то мере становится беззащитным. Дорожить доверием значит дорожить и беззащитностью ребенка».
Почти в каждой семье над детьми совершается насилие в том или ином виде:
ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ является оскорблением ребенка. Это самый грубый и жестокий вид насилия. Оно давно осуждено педагогикой, запрещено Декларацией ООН о правах ребенка, семейным кодексом. Законом об образовании, однако, имеет место почти в каждой семье. Подвергаются ему в наибольшей степени беззащитные дети - дошкольники.
ПСИХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ. Оно направлено на ослабление воли, вызывает страх и психический дискомфорт у детей. Это:
- словесное оскорбление - взрослый намеренно пытается обидеть ребенка, вызвать чувство психологического дискомфорта при помощи грубых слов и сравнений. Как правило, взрослый не задумывается над последствиями своих слов;
- публичное осуждение - унижение достоинства ребенка в присутствии посторонних, с целью сформировать определенное общественное мнение и отношение к нему окружающих;
- шантаж - угроза, противоречащая нравственным и правовым нормам;
- наказание трудом - посягательство на индивидуальность, унижение личности ребенка;
- лишение необходимых средств существования для ребенка (пищи, воды, и т.д.), материальных благ и др.
Это травмирует детскую психику ребенка.
Насилие в отношении детей в любой форме и в любом месте не имеет оправдания. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, дети имеют право на физическую и личную неприкосновенность, защиту от «всех форм физического или психического насилия». Все формы насилия вредны и могут оказать отрицательное воздействие на все стороны жизни ребенка. Такие дети страдают от пониженной самооценки, психических отклонений.
Кроме того, насилие порождает насилие. Ребенок, растущий в обстановке насилия, склонен разрешать конфликты с другими детьми, взрослыми и самим собой насильственным путем.
Исходя из выше сказанного, работа с семьями, с родителями становится первоочередной задачей для педагогов, воспитателей. Надо донести до каждой семьи достижения педагогики в правовом и нравственном отношении.
Формы и методы работы воспитателя с родителями в этом направлении очень разнообразны. Это групповые и индивидуальные беседы с родителями, проведение общих родительских собраний, привлечение родителей к непосредственной общественной работе вместе с детьми, обязательная пропаганда нравственно - правовой воспитанности среди родителей.
В пропаганде должны участвовать и средства массовой информации:
необходимо создавать передачи, посвященные проблемам взаимоотношений родителей и детей. Периодическая печать, причем не только педагогические издания, должна постоянно рассматривать злободневные вопросы о насилии в семье.
Однако знания и осведомленность еще не означают правильного поведения. Это сложный процесс осознания своих ошибок в воспитании, желание все изменить к лучшему и усилие воли.
Средства массовой информации, как одно из средств воздействия на сознание родителей, должны заставить задуматься о самом дорогом — о детях, а значит о будущем.
Недаром народная мудрость гласит: «Что посеешь, то и пожнешь».

ПРИЗНАКИ, ПО КОТОРЫМ СЛЕДУЕТ ЗАПОДОЗРИТЬ ПОТРЕБЛЕНИЕ ВАШИМ  РЕБЕНКОМ НАРКОТИКОВ
Основные признаки:
- следы от уколов и порезов (особенно на руках);
- наличие у ребенка (подростка) ложек и/или узких полых трубочек, шприцев и/или игл от них;
- наличие капсул, таблеток, порошков, пузырьков из-под лекарственных или химических препаратов;
- папиросы (особенно "Беломор") в пачках из-под сигарет;
- расширенные или суженые зрачки;
- нарушение речи, походки и координации движений при отсутствии запаха алкоголя.
Дополнительные признаки:
- лживость, изворотливость;
- проведение времени в компаниях асоциального типа;
- вымогательство и/или кража денег у окружающих;
- нарушение сна;
- телефонные разговоры (особенно "зашифрованные") с незнакомыми лицами;
- частые беспричинные смены настроения;
- внешняя неопрятность;
- снижение успеваемости в учебном заведении;
- пропажа из дома ценных вещей;
- сужение круга интересов;
- частый беспричинный кашель.
Если у Вас возникли подозрения, то обязательно обращайтесь с ребенком к специалисту наркологу.
Не дайте себя убедить в том, что Ваши опасения беспочвенны! Недели и дни могут решить судьбу Вашего ребенка!
Не теряйте времени!

ВЫ УЗНАЛИ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК КУРИТ...
Узнав, что ребенок закурил, мы начинаем антитабачную кампанию так: выдираем его, как Сидорову козу, потом читаем мораль, а затем грозим, что он будет наказан еще страшнее, если не перестанет курить.
А нам надо: Начинать антитабачную (и антиалкогольную) пропаганду намного раньше, когда наше чадо еще бегает в коротких штанишках: работать на предупреждение. Используя любую жизненную ситуацию, из которой наглядно видно, что курение и алкоголь приносит организму вред, любую историю, увиденную по TV, - своими репликами расставлять акценты, показывать отношение к этим явлениям. Все услышанное накапливается у них в голове, как разрозненные кусочки мозаики, а потом из этих кусочков складывается единая картина - точка зрения.
Надо загодя создавать ребенку окружение, то есть с умом выбирать школу, класс, кружок или спортивную секцию - детский коллектив, где наш ребенок будет находить друзей. А потом надо работать с этим окружением: знакомиться с друзьями, приглашать их в дом, разговаривать с ними, с кем-то ненавязчиво дружбу поощрять, кого-то ненавязчиво отсекать. В 11-12 лет мнение сверстников более значимо для ребенка, чем мнение родителей. Подросток очень остро хочет быть «как все», то есть как все его друзья.
Как только ребенок дорос до 10-11 лет, надо переходить на другой уровень общения с ним. Это повысит его самооценку: он теперь взрослый, почти равный нам. Надо подчеркивать любую его успешность, вслух гордиться тем, что он делает хорошо, лучше многих. Появится собственное достоинство. А если есть собственное достоинство, легко можно сказать «нет»: «Ты хочешь курить, ну и кури, а я не хочу. Зато я сильнее тебя в спорте, лучше учусь, потому что у меня голова не отравлена никотином и лучше работает». Собственное достоинство ограждает от любых вредных соблазнов. Подросток, у которого оно есть, не будет «на слабо» пить водку и не пойдет «на слабо» грабить киоск.
Но так уж случилось, что ребенок закурил: мы не успели поработать на предупреждение. Что делать теперь? Найти правильную форму для выражения своего отношения к этому событию! Подростки обычно бывают против не сути наших требований. Их возмущает форма предъявления этих требований. Попробуйте поговорить с ним, как с взрослым, то есть дайте ему возможность самому принять решение. Подростки сейчас так жаждут все решать сами. Можно сказать: «Кури, но знай, что тебя ждет...» И дальше излагаем то, что произведет на наше чадо наибольшее впечатление: и про кислородное голодание развивающегося мозга, которое, конечно, не приведет к успехам в учебе, и про несовместимость курения и спорта... Девочкам - про маловесных, слабеньких детей, которые рождаются у курящих мам, и про участь этих мам, которые не могут полноценно работать, делать карьеру, а бегают по врачам, лечат и лечат своих слабеньких деток... В общем, кури, но знай свою судьбу. И, как это ни покажется странным, подросток, которому позволили самому принять решение, делает правильный выбор.

Когда подросток собирается на вечеринку, родителям необходимо:
1. Обсудить с ним детали предстоящей встречи: время, место вечеринки, количество приглашенных, предполагаемые занятия, с кем будет возвращаться домой. Особый запрет должен быть на алкоголь и наркотики.
2. Объяснить, что на вечеринку нельзя приводить малознакомых людей.
3. Обеспечить всех едой и развлечениями. Решительно противиться тому, чтобы гости употребляли алкоголь и табак.
4. Объяснить детям, что они должны следить за порядком в доме во время вечеринки.
5. Обсудить с ним детали предстоящей встречи: время, место вечеринки, количество приглашенных, предполагаемые занятия, с кем будет возвращаться домой.
6. Особый запрет должен быть на алкоголь и наркотики.
7. Объяснить, что на вечеринку нельзя приводить малознакомых людей.
8. Обеспечить всех едой и развлечениями.
9. Решительно противиться тому, чтобы гости употребляли алкоголь и табак.
10. Объяснить детям, что они должны следить за порядком в доме во время вечеринки.

Чего не должны делать родители:
(если Ваш ребенок вырос)

1. Считать нормой курение или пьянство.
2. Предлагать алкоголь и табак детям, не достигшим совершеннолетия.
3. Финансировать или давать детям разрешение на действия, которые нельзя проконтролировать.
4. Унижать ребенка, демонстративно обыскивая карманы, обнюхивая, осматривая его руки.
5. Срывать на ребенке, накопившееся раздражение.
6. Впадать в уныние, если ребенок замечен в употреблении алкогольных напитков, и первая попытка исправить положение не удалась. Ребенок должен знать, что родители его любят, он им нужен.
7. Ждать принудительных мер от школы или представителей закона в отношении ребенка.
8. Отчаиваться, решив, что все кончено. Безнадежных случаев не бывает.

Как помочь детям подготовиться к экзаменам?
1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
2. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
3. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
4. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
5. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
6. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
7. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
8. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ
Административная ответственность
Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (объявить общественное порицание или предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф):
- в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей;
- за доведение их до состояния опьянения или потребления наркотических средств без назначения врача;
- за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения;
- за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений.
Уголовная ответственность
В Уголовном кодексе предусмотрены специальные нормы об уголовной ответственности родителей:
- за вовлечение несовершеннолетних детей в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом;
- за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ;
- в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жестоким обращением;
- за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей.
Родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетних детей, а также за вред, причиненный малолетними детьми (до 14 лет).

Всероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей.

 

Система Orphus

Вы здесь: В помощь родителям Советы родителям