fokinoschool3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Фокинская средняя общеобразовательная школа № 3»

Утверждаю
Pechat shcoly osnДиректор школы: Sosnovskaja IJu podpis_________ Сосновская И.Ю.
« 20 » мая 2016г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «КАНИКУЛЫ»
МБОУ «Фокинская СОШ №3»

 

Наименование программы Программа «КАНИКУЛЫ»
Основание для разработки Устав МБОУ «Фокинская СОШ №3»
План учебно-воспитательной работы школы на 2015/2016 учебный год
Нормативные документы Федерального, регионального, муниципального уровней
Положение о лагере дневного пребывания
Правила по технике безопасности
Разработчики программы Социальный педагог Власенкова В.А
Цель программы Создание благоприятных условий для активного отдыха и развития учащихся, их трудовой занятости, экологической и спортивной деятельности; укрепления здоровья детей в летний период, осуществление комплексного подхода к организации летнего отдыха и занятости учащихся.
Сроки и этапы реализации Программа рассчитана на июнь 2016 год.
Исполнители Классные руководители, учителя физической культуры, педагоги дополнительного образования спортивной направленности, библиотекарь, участковый, медицинские работники, привлеченные специалисты, совет старшеклассников
Участники программы Обучающиеся и воспитанники МБОУ «Фокинская СОШ №3»
Система организации контроля за выполнением программы Оперативный контроль членов администрации, начальников пришкольных лагерей.
Отчет руководителей программы
Ожидаемые конечные результаты программы -  для реализации и развития разносторонних интересов и увлечений детей в каникулярный период;
-  для укрепления здоровья детей, привития навыков здорового и безопасного образа жизни;
- профилактика правонарушений;
-  предполагается сокращение детского и подросткового травматизма в летний и другие каникулярные периоды, сокращение детской и подростковой преступности.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

Программа «КАНИКУЛЫ» помогает государству в воспитании подрастающего поколения, осуществляя тем самым социальный заказ общества — «вырастить достойного гражданина своего Отечества». С приходом детей в школу заметно изменяется развитие их умственных способностей, воли и чувств. Школа - теперь центр всей жизни ребят. С ней связаны новые переживания. В каждом ребенке скрыто доброе и цель программы - выявлять и развивать то положительное, всеми подходящими приемами и практикой. Являясь связующим звеном между школьной и социальной педагогикой, основываясь на принципах добровольности и гуманизма, демократии, открытости и самодеятельности, программа «Каникулы» способна успешно решать задачи воспитания подрастающего поколения. Многообразие существующей программы деятельности и организации досуга помогает ребенку найти свое место в жизни, самореализоваться, реально осуществить свои планы.
В условиях демократизации общественной жизни чрезвычайно актуальна проблема воспитания лидеров, организаторов, которые в обозримом будущем могли бы взять на себя ответственность в решении задач экономического, политического, культурного характера.
Каникулярный период деятельности создает особенно благоприятные условия для общения детей, обмена духовными ценностями, реализации личных интересов.
Концептуальные основы программы опираются на гуманизацию процесса воспитания, которое должно быть обращено к человеку как высшей ценности и цели воспитательного процесса.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Лето!
Лето - это замечательное время года, время долгожданных летних каникул, когда дети иначе воспринимают окружающий мир и все, что в нем происходит. Открывают себя в этом мире, осваивают летнее пространство времени.
Лето - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полную интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, когда им предоставляется уникальная возможность развития творчества, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Именно поэтому летний отдых детей всегда был и остается важной и непростой, как в организационном, так и в содержательном планах, проблемой для общества, педагогов и родителей.
Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков является одним из приоритетных направлений воспитательной работы МБОУ «Фокинская СОШ №3», цель которой – реализация государственных мероприятий в области защиты детства.
В системе образования каникулы играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. В школе сложилась определённая традиционная система в организации каникулярного отдыха. Воспитательная ценность системы состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
Организация воспитательной работы в каникулы в рамках Программы «Каникулы» предполагает сочетание разноплановой деятельности, различных направлений воспитания и развития детей, поскольку предполагает действовать в интересах каждого.
Все направления работы в каникулы – физкультурно-оздоровительное, туристско-краеведческое, трудовое и др. – имеют познавательный характер. Организация досуга, игровая деятельность должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям.
Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребёнка, балансирует его мышление и эмоции.
Составляя план работы по организации каникулярного отдыха учащихся, школа ставит перед собой задачи по охвату большего количества детей организованным отдыхом, с привлечением родителей.
Большое внимание уделяется созданию необходимых условий для обеспечения непрерывного воспитательного процесса в области безопасного дорожного движения и правил техники безопасности школьников.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «КАНИКУЛЫ»

Мероприятия программы Исполнители Сроки исполнения
1.Создание оптимальных условий для организации каникулярного отдыха учащихся школы.
1.1 А) Составление плана работы по организации каникулярного отдыха учащихся школы.
Б) Совещание при директоре школы
В) Собрание методических объединений классных руководителей
Г) Совещание ответственных за организацию занятости учащихся в каникулярное время
Администрация школы Май

Апрель
Апрель

Апрель
1.2 Создание сферы досуга для учащихся школы и родителей в каникулярный период на базе МБОУ «Фокинская СОШ №3» Администрация школы В каникулярное время
1.3 Вовлечение подростков в социально- полезную деятельность через привлечение их в:
- прохождение практики;
- трудоустройство;
- внеурочную деятельность
Администрация школы В каникулярное время
2.Обновление содержания и форм работы по организации каникулярного отдыха учащихся.
2.1 Приоритетное развитие массового участия детей:
- в туристической деятельности;
- в экологическом движении;
- в спортивных мероприятиях.
Администрация школы В каникулярное время
2.2 Участие учащихся школы в городских праздниках для детей и их родителей. Администрация школы. В каникулярное время
2.3.Организация лагеря с дневным пребыванием на базе школы. Администрация школы. В летнее время
2.4. Организация экскурсий, поездок, походов; Классные руководители В каникулярное время
3.Совершенствование уровня кадрового обеспечения и деятельности оздоровительного лагеря при школе.
3.1 А) Организация подготовки кадров,занимающихся организацией отдыха детей в каникулярное время.
Б) Консультации, индивидуальная работа с педагогическим коллективом по вопросам содержания программы и деятельности лагеря
В) Проведение производственных совещаний по видам инструктажа
Администрация школы
Начальник лагеря


Начальник лагеря
Апрель-май

Май


Май
3.2 Участие в конкурсе организации летних лагерей при школе. Администрация школы По плану города
4.Создание материально-технических условий.
4.1 Укрепление материально-технической базы школы по направлениям деятельности. Администрация школы. В течение года
4.2 Оборудование спортивной площадки на территории школы. Администрация школы В течение года.
5. Информационное и научно-методическое обеспечение.
5.1 Создание методической копилки для накопления и обобщения опыта организации каникулярного отдыха учащихся школы. Зам. директора по ВР В течение года
5.2 Подготовка методических рекомендаций по организации каникулярного отдыха учащихся совместно с родителями. Зам. директора по ВР В течение года
5.3. Оформление подписки на издания, освещающие проблемы летнего отдыха, приобретений соответствующей литературы. Администрация школы В течение года
5.4. Отражение реализации программы, хода летней оздоровительной кампании на сайте школы. Зам. директора по ВР Начальник лагеря В каникулярное время
6. Оздоровление и профилактика заболеваний.
6.1 Организация медицинских осмотров детей перед началом оздоровительного лагеря, выявление и учёт детей, нуждающихся в медицинской помощи. Медицинская сестра В каникулярное время
6.2 Организация работы с детьми и подростками, связанной с предупреждением вредных привычек Зам. директора по ВР. В каникулярное время
6.3 Санитарно-просветительская работа с детьми. Медицинская сестра В каникулярное время
6.6 Проведение мероприятий, направленных на профилактику заболеваний. Администрация школы В каникулярное время
6.7. Оздоровление и трудоустройство детей «группы риска» Администрация школы В течение года

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: создание благоприятных условий для активного отдыха и развития учащихся, их трудовой занятости, экологической и спортивной деятельности; укрепления здоровья детей в летний период, осуществление комплексного подхода к организации летнего отдыха и занятости учащихся.

Задачи:
- Организация активного отдыха детей, приобретение ими конкретных умений и навыков, необходимых для участия в общественной деятельности, создание благоприятной атмосферы общения, формирование навыков толерантности;
- Обеспечение включенности подростков в реальные социальные отношения;
- Профилактика  детской безнадзорности в каникулярное время, организация общественно – полезной занятости несовершеннолетних;
- Обучение детей и подростков основам безопасности жизнедеятельности в условиях общества и общественной среды обитания  - природы;
- Формирование у детей осознания нравственного и правового долга, чувства ответственности за свое поведение;
- Содействие формированию основ здорового образа жизни детей и подростков;
- Формирование базовых предпосылок  творческого развития детей, стимулирование процесса саморазвития личности ребенка;
- Информационно – методическое обеспечение  каникулярного отдыха, укрепление материально – технической базы;
- Развитие и укрепление связей школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения в организации каникулярного отдыха детей, занятости детей и подростков.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

Программа основывается на следующих  принципах:
- Принцип участия: привлечение детей к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности  по оздоровлению своего организма, рациональному использованию свободного времени, вовлечение родителей в целенаправленную деятельность по формированию у детей здоровых привычек, вовлечение детей в различные объединения, в проведение активного отдыха, в создание благоприятной атмосферы общения;
- Принцип социальной компенсации: обеспечение социальной и правовой защищенности детей и подростков, находящихся в семьях, требующих социальной поддержки;
- Принцип гарантий: реализация конституционных прав детей и подростков на медицинское обслуживание, выполнение государственных гарантий, направленных на здравоохранение и здравоукрепление подрастающего поколения.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Г лавная идея программы организации разнообразной общественно - значимой досуговой деятельности и в свободе выбора деятельности, как необходимого условия самостоятельного, творческого развития и самореализации ребенка.

Главные принципы программы:
- добровольность,
- самоценности каждого ребенка,
- детская самодеятельность,
- атмосфера сотрудничества, содружества и сотворчества,
- полноценное и активное общение.

Содержание программы предполагает использование различных форм деятельности, которые осуществляются на 3 уровнях:
1.
Массовом (общешкольные мероприятия, экскурсии, праздники, фестивали, и т. д.);
2. Групповом (огоньки, игры-эстафеты, командные конкурсные игровые шоу - программы, тренинги и т.д.);
3. Индивидуальном (трудовая деятельность, кружковая деятельность и т.д.).
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:

1. Организационный модуль.

- планирование;
- подготовка к лагерной смене;
- оформление лагеря;
- подготовка материальной базы;
- определение обязанностей;
- подготовка к сдаче приемной комиссии.
- организация питания в школьном оздоровительном лагере.

2. Оздоровительный модуль.

- утренняя зарядка;
- встречи с медицинским работником;
- влажная уборка, проветривание;
- беседы о вредных привычках;
- организация питания воспитанников;
- спортивные праздники;
- экскурсии;
- подвижные игры;

3. Творческий модуль

- коллективно-творческая деятельность;
- участие в мероприятиях;
- работа творческих мастерских;
- экскурсии;
- конкурсы;
- викторины.

4. Патриотический модуль

- беседы;
- посещение мест Боевой Славы, музеев

5. Нравственно-экологический модуль

- экскурсии в природу;
- беседы о нравственности;
- экологический КВН;
- викторины, конкурсы;
- мероприятия.

6. Социально-психологический модуль

- диагностика;
- тестирование;
- индивидуальные беседы;
- групповая работа;
- анкетирование.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Лагерь с дневным пребыванием при школе
«Радужное творчество»

В настоящее время одним из приоритетных направлений в сфере каникулярного отдыха детей и подростков является организация лагерей дневного пребывания.
Оздоровительный лагерь  является учреждением для учащихся от 7 до 15 лет в котором сочетается оздоровление, организованный досуг,  общественно полезный труд, разумный отдых. Лагерь «Радужное творчество» организуется на время летних каникул (июнь). В лагере предоставляется возможность каждому ребенку, подростку удовлетворить свои интересы, раскрыть способности и возможности, попробовать себя в различной сфере деятельности.
Программа лагерной смены разрабатывается в организационный период подготовки оздоровительной кампании педагогами, за которым закреплена смена.

Трудовая занятость

Трудоустройство организуется в летний период времени для подростков, достигших 14 летнего возраста, при взаимодействии МБОУ «Фокинская СОШ № 3» с Центром занятости населения и Администрацией г.Фокино.

Цели:
-формирование и закрепление трудовых навыков;
-развитие коллективистских отношений;
-создание условий для самореализации обучающихся;
-организация досуга обучающихся.
Трудовая деятельность организуется для обучающихся с 14 до 18 лет. Запланирован 1 сезон для обучающихся 10 классов. ( 3 человека через службу занятости, 5 человек через ЗАО «МПЦ»)

Летняя трудовая практика

Летняя практика организуется для учащихся 5-8, 10 классов на пришкольной территории.

ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ ЛЕТНЕЙ ТРУДОВОЙ ПРАКТИКИ УЧАЩИХСЯ МБОУ «Фокинская СОШ № 3»

Класс Сроки Руководитель практики Кл. руководитель
5-а 13.06-18.06 Аксенова Л.С. Аксенова Л.С.
5-б 20.06-01.07 Крылова Л.П. Крылова Л.П.
6-а 04.07-16.07 Золотухина Е.М. Золотухина Е.М.
6-б 18.07-29.07 Лисичкина Е.В. Лисичкина Е.В.
7-а 01.08-13.08 Большакова Л.А. Большакова Л.А.
7-б 15.08-27.08 Тришина Н.А. Тришина Н.А.
8-а 20.06-01.07 Кучеров А.А. Кучеров А.А.
8-б 06.06-18.06 Власенкова В.А. Власенкова В.А.
10 01.06-30.06 Ермишкина В.Д. Ермишкина В.Д.

ПРИШКОЛЬНЫЙ ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ
«Радужное творчество»

Визитная карточка

Название лагеря: школьный оздоровительный лагерь «Радужное творчество».
Тип лагеря: лагерь дневного пребывания.
Профиль лагеря: комплексный.
Модель лагеря: разновозрастное объединение школьников.
Кадры: педагоги, медицинский работник.
Продолжительность смены: 18 дней
Количество смен: 1 смена
Название проводящей организации: МБОУ «Фокинская средняя общеобразовательная школа № 3»
Адрес: 242611 Брянская область , г. Фокино , ул.Карла Маркса 42-а
Телефоны: 4-24-99, 4-28-88, 4-20-00
Возраст участников: 7-15 лет
Количество детей в смене: 100 человек
Источник финансирования: областной бюджет, местный бюджет администрации, родительская доля.
Сроки проведения: июнь
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
Цель: создание условий для полноценного отдыха и оздоровления обучающихся школы, развитие кругозора и творческой активности ребят, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей.

Задачи:
- создание условий для организованного отдыха детей,
- приобщение детей к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления,
- формирование культурного поведения,
- формирование навыков общения и толерантности.

Запланирована 1 оздоровительная смена лагеря дневного пребывания, продолжительность которой составляет 18 дней.
Общее количество воспитанников 95 человек
Категории воспитанников - обучающиеся из малообеспеченных, многодетных, неполных семей, одаренные дети, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
До набора детей в отряды проводится изучение их интересов, потребностей и возможностей (анкетирование, беседы). Это позволяет осуществить корректировку программы с учетом индивидуальных возможностей.
Предусмотрены три игровые программы:
«Давайте познакомимся » (первый день смены)
«Веселый муравейник» (в течение смены)
«Давай пожмем друг другу руки» (заключительный день смены)

Сроки проведения:
1 июня -28 июня 2016 года

Основные направления и содержание деятельности оздоровительного лагеря дневного пребывания

Направление Задачи Форма работы
Спортивно-оздоровительное создание условий для сохранения и укрепления здоровья, воспитание негативного отношения к вредным привычкам утренняя зарядка плавание, спортивные соревнования, туристические экскурсии
Экологическое расширить знания детей об окружающей природе, развивать нравственные черты личности через общение с природой беседы, викторины, праздники, экскурсии
Художественно-эстетическое развитие творческих способностей детей и подростков, развитие лидерских качеств конкурсы, организация отрядных дел, деловые игры, праздник и познавательные дела
Трудовое воспитание труженика-созидателя, привитие уважения к труду трудовой десант, выставки поделок, организация дежурства по лагерю

Принципы программы:
1. Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности . Результат этого принципа- сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности – участие всех детей в программе развития творческих способностей
4. Принцип дифференциации воспитания- отбор содержания, форм, методов воспитания в соответствии с индивидуально- психологическими особенностями детей, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня, активное участие детей во всех видах деятельности
5. Принцип комплексности оздоровления и воспитания- чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы
6. Принцип личностного Я – развитие детского самоуправления
7. Принцип уважения и доверия- добровольное включение ребёнка в ту или иную деятельность, доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, учёт интересов и индивидуальных вкусов ребенка.

Система контроля за реализацией программы

п/п Мероприятие Срок проведения Ответственные
1. Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря. Апрель Начальник лагеря
2. Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере. 1 день смены учителя
3. Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями. В течение смены Начальник лагеря, отрядные воспитатели
4. Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий. Последний день смены Начальник лагеря
5. Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену. В течение смены Педагог-психолог.

В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников, ведутся рабочие педагогические дневники

План
по профилактике правонарушений, травматизма учащихся
МБОУ Фокинской СОШ № 3
летом 2015 г.

Дата мероприятия ответственные
24 – 29 мая Инструктаж по т/б на летний период Классные руководители
1 июня Инструктаж по т/б на период работы лагеря «Радужное творчество» Воспитатели
1 июня Беседа по ознакомлению с правилами пребывания в лагере, с режимом, беседа по безопасности жизнедеятельности; повторение правил пешеходов. Воспитатели
3 июня Экскурсии по микрорайону по ознакомлению с опасными местами. Воспитатели
8 июня Беседа «Что может быть опасным вокруг нас» Начальник лагеря
15 июня Встреча с работниками ГИБДД Начальник лагеря
16 июня Встреча с работниками здравоохранения по правилам санитарной гигиены и по безопасности жизнедеятельности. Воспитатели
17 июня Практическое занятие по закреплению правил пешеходов и пассажиров. Начальник лагеря
Воспитатели
22 июня «Кто больше», рисунки дорожных знаков Начальник лагеря
Воспитатели
23 июня Сюжетно-ролевая игра «Правила пешехода и пассажира» Начальник лагеря
24 июня Практическое занятие по закреплению правил пешехода и пассажира «Перекресток» Воспитатели

ЛИТЕРАТУРА

1. Астахова Н.И. Калейдоскоп веселья. Барнаул 2001
2. Баршай В.М. Активные игры для детей. Феникс, 2001 г.
3. Безруких М.М., Филипова Т.А.,.Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья. Москва «Нестле» 2003г
4. Григоренко Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. М.. 2002 г.
5. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис-2. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. М., 2002 г.
6. Журналы «Классный руководитель», 2002-2008 г.
7. Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома. Во дворе. Ярославль, 1997 г.
8. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1987г.
9. Ильина В.А. Игры, конкурсы, развлечения. Волгоград, 2001 г.
10. Информационно-методические материалы «Лето 2002», Комитет администрации Алтайского края по образованию, Барнаул, 2002 г.
11. Ищук В.В., Нагибина М.И. Домашний праздник, Академия Холдинг 2002г.
12. Коваль М.Б. «В сфере детского досуга»//»Народное образование»// 1994г. № 5.
13. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьника. М.. 2000 г.
14. Коморин С., Афанасьев С. Сто отрядных дел. – Кострома, 2000г.
15. Крылова Н. Три золотых правила педагогики каникул. / Народное образование, 2001 г., № 3
16. Кулагина «Возрастная психология», М., 1998 г.
17. Любимые детские игры. Сост. Гришина Г.Н. М.. 1999 г.
18. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Летние праздники, игры и забавы для детей. М., 2001г.
19. Позывные лета. Калейдоскоп летнего отдыха детей. М., 2000 г.
20. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Сост. Тарабарина Т.И., Елкина Н.А., Ярославль, 1998 г.
21. Праздники в средней школе. Сост. Мельникова А.М., Волгоград, 2001 г.
22. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. Сост. Римская Р., Римский С., М.. 2001 г.
23. Программа летней школы здоровья, знаний, творчества и успехов: методические рекомендации. Барнаул, АКДЮЦ, 2000г.
24. Ребенок в зазеркалье лета: анализ, концепция и перспективы развития системы отдыха детей, ВНИИК «Лето». М., 1991-1992гг.
25. Рогов Е.И., Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995 г.
26. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. – М., 1999г.
27. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. М.. 1999 г.
28. Сысоева М.Е. Педагогика и лето. – М., 1996г.


Всероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей.

 

Система Orphus

Вы здесь: Школьный лагерь Программа «Каникулы»