Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Меню








УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Фокинская средняя
общеобразовательная школа №3»
Sosnovskaja IJu podpis И.Ю.Сосновская
Приказ № 36  от 19.02.2021
Pechat shcoly 17

Программа по работе с одаренными детьми
в МБОУ «Фокинская средняя общеобразовательная школа №3»

1. Пояснительная записка

Программа работы с одаренными детьми в МБОУ «Фокинская средняя общеобразовательная школа № 3» разработана в соответствии с законом РФ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». законом РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2 44 3172-14«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41), Конвенцией о правах ребенка, Декларации прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденная Правительством РФ от 03.10.2002 Уставом МБОУ «Фокинская средняя общеобразовательная школа № 3».
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации личности. В основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности. В современной школе «одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности», - говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми обучающимися становится все более актуальной и очевидной.
Индивидуальное сопровождение одаренных детей - наиболее сложная и уязвимая позиция неспециализированной сельской школы. В редких случаях массовая школа имеет средства (как трудовые ресурсы, так и финансовые) для такого рода работы. Наличие в школе программы работы с одаренными детьми характеризует её как образовательное учреждение, работающее в режиме развития.
Актуальность создания в школе программы по работе с одаренными детьми обуславливается следующими противоречиями:
а) стремлением общества выйти на качественно новый уровень экономического, политического, интеллектуального и информационного развития и невозможностью это сделать в силу несовершенства образовательной системы традиционной школы, в которой уделяется недостаточное внимание работе с одаренными детьми;
б) несоответствием между содержанием, формами и методами учебно-воспитательного процесса в традиционных условиях общеобразовательных школ, позволяющими работать со всеми детьми одинаково, и стремлением одаренных обучающихся научиться работать в научной, духовной сферах, максимально использовать свои способности, стремясь выйти за их пределы.
 Цели программы
1. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий.
2. Развитие системы личностно ориентированного образования детей как условия формирования личности с высоким уровнем интеллекта.
3. Формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми.
4. Формирование действующей социально-психологической поддержки и защиты детей.
5. Систематизация работы с одаренными обучающимися на основе креативного развития их индивидуальных способностей.
6. Разработка педагогических технологий работы с ними в условиях профессиональности в школе.
Задачи программы
- на уровне ученика:
• выявить обучающихся, которые имеют определенные наклонности и способности, характеризующие одаренность, на основе психолого-педагогического мониторинга;
• дифференцировать обучающихся по темпам усвоения материала;
• формировать положительную мотивацию учебной деятельности.
- на уровне педагога:
• составить разнообразные мини-программы для обучения, воспитания и развития, обучающихся школы, оптимизировать, индивидуализировать процесс обучения;
• создать надежную систему мониторинга и контроля усвоения знаний на уровне стандарта образования и учета психологических процессов;
• построить процесс обучения в режиме субъектно-субъективных отношений;
• повышать педагогическую квалификацию и профессиональное мастерство учителя.
- на уровне управления:
• активизировать методическую работу педагогов, превращая ее в научно-методическую;
• определить рациональные формы управления интеллектуальной деятельностью обучающихся, создать благоприятную интеллектуальную атмосферу для достижения максимальной самореализации.
• стимулировать экспериментальную работу педагогов;
• создать оптимальный учебный план;
• создать систему психолого-педагогического мониторинга образовательного процесса;
• создать единую компьютерную систему управления школой детьми.

2. Основные мероприятия по реализации программы

2.1. Диагностика:
- изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативности, наукоемкости;
- создание банка тестов для диагностирования обучающихся с 1 по 11 классы по определению интеллектуальных способностей;
- изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования;
- изучение личностных потребностей, одаренных обучающихся путем собеседования;
- изучение работы обучающихся на уроке путем посещения занятий учителем;
- приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
2.2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей:
- организация консультативной помощи для обучающихся, направленных на творческую самореализацию и самодостаточность;
- информирование обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности;
- знакомство обучающихся с новинками литературы;
- привлечение творчески работающих учителей и работников культуры для общения с детьми;
- обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников;
- организация помощи ученикам в подборе литературы.
2.3. Развитие творческих способностей:
- обеспечение доступности и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных, заочных олимпиад и конкурсов;
- проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
• творческие ответы;
• выполнение творческих тематических заданий;
• выполнение проблемных поисковых работ;
• выступление в творческих группах;
• назначение ответственными за проведение предметных месячников;
• приобщение (в различных формах) к работе учителя;
• повышение степени сложности заданий;
• интеграция учебных и научно-исследовательских заданий;
• введение широкого круга разнообразных по тематике дополнительных предметных и элективных курсов.
2.4. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
- создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам - медалистам, победителям и призерам городских, областных олимпиад;
- публичное, своевременное поощрение успехов, обучающихся (линейки, молнии-объявления);
- отправление благодарственных писем родителям по месту работы;
- объявление благодарности родителям в воспитании одаренных детей на школьных родительских собраниях.

3. Принципы обучения одаренных детей

1. Применение междисциплинарного подхода.
2. Поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи.
3. Оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов.
4. Поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы.
5. Насыщенность учебного материала заданиями открытого типа.
6. Установка на учение ценить познавательную деятельность при изучении научных дисциплин.
7. Углубленное изучение тех проблем, которые выбраны обучающимися.
8. Поощрение движения к пониманию себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей.
9. Установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных жизненных ситуациях, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.
Программа предусматривает обеспечение баланса между когнитивным и аффективным развитием личности одаренного ребенка, формирование у него интегративного мышления и общей картины мира.
Реализация программы предполагает несколько организационных форм ускорения: ускорение в обычном классе; в профильных классах; радикальное ускорение (возможность заниматься по университетской программе).
Оптимальный результат достигается при одновременном изменении содержания учебных программ, методов обучения и сочетании двух основных стратегий ускорения: вертикального и горизонтального обогащения.

4. Мониторинг

1. Успешности обучающихся с повышенными способностями.
2. Сохранности здоровья обучающихся с повышенными способностями.
3. Школьной тревожности.
4. Развития творческих способностей.
5. Коммуникативной успешности.

5. Научно-методическое, информационное обеспечение работы с одаренными детьми, их родителями

1. Создать и ежегодно обновлять банк данных «Одаренные дети».
2. Разработать методики для выявления типа одаренности детей.
3. Разработать перечень программ, учебников, пособий для классов профильного, углубленного изучения предметов, факультативных занятий, элективных курсов.
4. Разработать анкету для родителей одаренных детей в целях выявления проблем в их воспитании, оказания помощи в развитии способностей.

6. Кадровое обеспечение работы с одаренными детьми

1. Обеспечить эффективную психолого-педагогическую подготовку учителей для работы с одаренными детьми в процессе повышения квалификации через постоянно действующий семинар, консультации.
2. Разработать программу спецкурса по работе с одаренными детьми для учителей, педагогов дополнительного образования.
3. Собрать и систематизировать образовательные программы по различным направлениям.
4. Создать картотеку передового педагогического опыта по работе с одаренными и способными детьми.

7. Поддержка одаренных детей, создание условий, способствующих профессиональному самоопределению

1. Создать школьный фонд поощрения обучающихся.
2. Ежегодно проводить конкурс «Ученик года».
3. Организовать участие одаренных детей в работе научных обществ, конференций, конкурсов, выставок и т. д.
4. Организовать поддержку особо одаренных детей из остро нуждающихся семей.

8. Рекомендации по внедрению программы «Одаренные дети»

1. Постепенный переход ОУ в разряд школы, работающей как по программам базового образования, так и углубленного образования по различным предметам и предметным областям, имеющей развитую систему факультативных и элективных курсов, дополнительного образования, профориентационной работы и широко применяющей здоровье сберегающие технологии на каждом этапе образовательного процесса.
2. Создание образовательной программы (программы развития школы), как инструмента создания системы эффективного взаимодействия обучающихся, их родителей, учителей и администрации школы.
3. Организация и развитие системы дополнительного образования в школе, включающей различные направления: творческое, лидерское, спортивное и т. д.

 9. Задачи психолога школы

1. Диагностика доминирующих способностей, обучающихся (интеллектуальных, художественно-изобразительных, музыкальных, научных, литературных, математических, химических, спортивных, артистических, технических, исторических, педагогических, интеллектуального лидера, менеджерских).
2. Психодиагностика.
3. Педагогическая диагностика.
4. Сопровождение организации и проведения олимпиад по научным предметам, конкурсов, фестивалей, соревнований.
5. Работа по заявкам родителей на предметную деятельность одаренных детей.
6. Создание творческой группы педагогов, занимающихся проблемой одаренности детей.
7. Разработка нормативно-правовой базы для основных форм работы с одаренными детьми.

10. Планируемый результат реализации программы

1. Разработка и внедрение новых путей выявления, поддержки и развития одаренности.
2. Создание авторских педагогических технологий работы с одаренными детьми.
3. Повышение профессиональной компетентности педагогов по работе с одаренными детьми.
4. Налаживание сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями города, ЦДТ, ДШИ.
5. Функционирование системы комплексной поддержки развития одаренных детей.