Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Меню

Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей.
В.А.Сухомлинский

     В современной парадигме образования ученик не рассматривается в качестве объекта обучения и воспитания, а сам образовательный процесс не сводится к целенаправленному воздействию активной личности на пассивную. Партнерство детей и взрослых, взаимодействие активных, деятельных и действующих сторон - важное условие успешности. Образовательный процесс следует представлять себе как сложную систему педагогического взаимодействия. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги». Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
     «Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец», - писал В.А.Сухомлинский. Таким образом, необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания. Сегодня одна из главных задач школы - создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.
     Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству. Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса. Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.
Сегодня одна из главных задач школы - создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.
     Взаимодействие с семьёй - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
     Поощрения ободряют ребенка, поднимают трудоспособность, способствуют повышению активности, более серьезному и старательному отношению к работе. Ребенок, в свою очередь, начинает с большим уважением относиться к учителю. Нельзя превращать дневник в жалобную книгу на школьника. Он должен быть использован для сообщения родителям не только о недостатках, но и об успехах их ребенка: об успешно выполненном поручении, о хорошо организованном недельном дежурстве по классу, школе, благодарность за активное участие в коллективно творческом мероприятии. «Стремление ребенка быть хорошим - источник торжествования, и он никогда не должен иссякнуть», - писал В.А. Сухомлинский.

Основные задачи педагогического коллектива:
1. Поиск путей наиболее полного использования возможностей школы педагогической культуры для раскрытия способностей обучающихся и реализации творческого потенциала педагогического коллектива.
2. Стимулирование познавательной активности и творческой деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время.
3. Стимулирование научно-исследовательской и творческой деятельности педагогов.
4. Проведение системной самооценки учителем собственных результатов профессиональной деятельности.
5. Повышение активности родителей в совместной деятельности семьи и школы
6. Создание информационного пространства школы.

Важным условием формирования успешности обучающихся является взаимное уважение учителей и родителей и взаимное доверие.
Основные направления взаимодействия семьи и школы, которые необходимо использовать в работе:
1. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
2. Взаимодействие с родительским комитетом.
3. Совместная деятельность родителей и учащихся.
4. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
5. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.

Успешность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный руководитель. Именно от его работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление вашей деятельности. Родительское собрание - основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участниками собрания. Первые собрания, давая образец демократического обсуждения вопросов, обычно я веду сама, а в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям. На первом родительском собрании избирается родительский комитет, состав которого может изменяться в течение учебного года. Собрание не должно сводиться к монологу учителя, а принимает характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.
1. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей
2. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии.
3. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Одна из важнейших задач педагогов, классных руководителей - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. С этой целью считаю целесообразным проведение в классе совместных дел и праздников, когда родители и дети представляют свои семейные увлечения, расскажут о родословной семьи, своих семейных традициях. Стараюсь создать ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям. Этому могут способствовать такие мероприятия:
а) поздравление родителей с праздниками (в классе проводился праздничный огонек для мам «Мама, милая мама...», встреча с папами-военнослужащими ко Дню защитника Отечества);
б) поздравление детей с днем рождения (подарки, сюрпризы готовят родители);
в) рассказы детей о профессиях своих родителей;
г) творческие встречи с родителями, рассказывающие об их увлечениях;
д) организация выставок - результатов труда родителей.

Не только праздники могут сплотить родителей и детей с классным руководителем, но и организация трудовых дел вместе с родителями.
Только сотрудничество всех участников образовательного процесса поможет ученикам найти свое место в классном и школьном коллективе, определить направление учебной и общественной деятельности, в полной мере удовлетворить собственные потребности и стать разносторонне развитой и востребованной личностью. Н.Островский писал: «Может быть дружба без любви, но жалка та любовь, в которой нет дружбы, товарищества, общих интересов».