fokinoschool3

ПРИНЯТО
На заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08.2013






УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Фокинская средняя
общеобразовательная школа №3»
Sosnovskaja IJu podpis И. Ю.Сосновская
Приказ № _126-а_ от 03.09.2013
Pechat shcoly osn

Положение о библиотеке
в
Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Фокинская средняя общеобразовательная школа №3»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

  1. Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

  2. Деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения (далее библиотека) отражается в уставе общеобразовательного учреждения. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения.

  3. Цели библиотеки общеобразовательного учреждения соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье, формирование здорового образа жизни.

  4. Библиотека руководствуется своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, уставом общеобразовательного учреждения, положением о библиотеке, утвержденным директором образовательного учреждения.

  5. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей гражданственности, свободного развития личности.

  6. Порядок использования источниками информации, перечень основных услуг и условий их предоставления определяются Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения и правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем образовательного учреждения.

  7. Образовательное учреждение несёт ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.

  8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ.

  1. Основными задачами библиотеки являются:

а) обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам, родителям (или иным законным представителям) обучающихся (далее – пользователям) – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов образовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (СД – диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;

б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;

в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ.

1. Для реализации основных задач библиотека:

а) Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов образовательного учреждения:
Комплектует универсальный фонд художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
Пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;
Аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении (публикаций и работ педагогов общеобразовательного учреждения, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.);
Осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;

б) Создает информационную продукцию:
Осуществляет аналитическо-синтетическую переработку информации;
Организует и ведёт справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю образовательного учреждения;
Разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т. д.)
Обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;

в) Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся;
Предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;
Создаёт условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной творческой деятельности с опорой на коммуникацию,; способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);
Организует обучение навыками независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
Оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
Организует массовые мероприятия, ориентирование на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
Содействует членами педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, СД-дисков, презентации развивающихся компьютерных игр);
Руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня в классах компенсирующего обучения, в коррекционных классах (при их наличии).

г) Осуществляет дифференцируемое библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:
Выявляются информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
Выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;
Содействует профессиональной компетенции, повышению квалификаций, проведению аттестации;
Создаёт банк педагогической информации как основы единой информационной службы образовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам, темам;
Организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;
Осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом;
Поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web – страниц и т. п.);
Способствуют проведению занятий по формированию информационной культуры; является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами;

д) Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
Удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
Консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;
Консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся;

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ.

  1. Наличие укомплектованной библиотеки в общеобразовательном учреждении обязательно, в том числе малокомплектном учреждении и учреждении, расположенном в сельской местности. Частичная централизация библиотечно-библиографических процессов в межшкольных библиотеках объединениях производится по приказу органов управления образованием.

  2. Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонент, читальный зал), может включать отделы учебников, отделы информационно-библиографической работы, фонд и специализированный зал работы с мультимедийными и сетевыми документами, видеостудию, мини - издательский комплекс, множительную технику и др.

  3. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами образовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки.

  4. Библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги, перечень которых определяется уставом образовательного учреждения.

  5. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечёт за собой снижения нормативов и абсолютных размеров финансирования из бюджета образовательного учреждения. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.

  6. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, общеобразовательное учреждение обеспечивает библиотеку:

Гарантированным финансированием комплектование библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения комплектуется отдельно);
Необходимым служебным и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по техники безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положением СанПиН;
Современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;
Ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
Библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.

  1. Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.

  2. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несёт руководитель общеобразовательного учреждения.

  3. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой (библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:

Двух часов рабочего времени ежедневного на выполнение внутрибиблиотечной работы;
Одного раза в месяц – санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;
Не менее одного раза в месяц методического дня.

  1. В целях обеспечения рационального исполнения информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека общеобразовательного учреждения взаимодействует с библиотеками Министерства культуры Российской Федерации.

5. УПРАВЛЕНИЕ. ШТАТЫ.

  1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и Уставом общеобразовательного учреждения.

  2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляется руководителем общеобразовательного учреждения.

  3. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (библиотекарь), который несёт ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем общеобразовательного учреждения, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом общеобразовательного учреждения.

  4. Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается руководителем общеобразовательного учреждения, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения;

  5. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образованием, учреждения системы переподготовки и повышения квалификации, регионального информационного центра.

  6. Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет руководителю общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы:

а) Положения о библиотеки, правила пользования библиотекой;

б) Структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе объёмов работ, определенных положением о конкретной библиотеке общеобразовательного учреждения с использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. № 6)

в) Положение о платных услугах библиотеки;

г) Планово-отчётную документацию;

д) Технологическую документацию.

  1. Порядок комплектования штата библиотеки общеобразовательного учреждения регламентируется его уставом.

  2. В целях обеспечения дифференцированной работы библиотеки могут вводится должности: заведующая библиотекой, библиотекарь, медиаспециалист.

  3. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики ее должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и/или (квалификации).

  4. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.

  5. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ.

  1. Работники библиотек имеют право:

а) Самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения и положение библиотеки общеобразовательного учреждения;

б) Проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;

в) Определять источники комплектования информационных ресурсов;

г) Изымать и реализовать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учёту библиотечного фонда;

д) Определять в соответствии с правилами пользования библиотекой общеобразовательного учреждения, утвержденным руководителем общеобразовательного учреждения, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователем библиотеки;

е) Вносить предложения руководителю общеобразовательного учреждения по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, повышения норматива работы на компьютере);

ж) Участвовать в управлении образовательным учреждением в порядке определенном уставом этого учреждения

з) Иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами;

и) Быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры

к) Участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций и союзов;

л) Принимать добровольные пожертвования от родителей на комплектование библиотечного фонда;

  1. Работники библиотек обязаны:

а) Обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;

б) Информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;

в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов

г) Формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;

д) Совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;

е) Обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;

ж) Обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой общеобразовательного учреждения;

з) Отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного учреждения;

и) повышать квалификацию;

7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ.

  1. Пользователи библиотеки имеют право:

а) Получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;

б) Пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

г) Получать во временное условие на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;

д) Продлевать срок пользования документами;

е) Получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;

ж) Получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным или иным оборудованием;

з) Участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

и) Пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой, согласно уставу школы и Положения о платных услугах утвержденному директором школы;

к) Обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы;

  1. Пользователи библиотекой обязаны:

а) Соблюдать правила пользования библиотекой;

б) Бережно относится к произведениям печати ( не вырывать, не загибать, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;

в) Поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в картотеках и каталогах;

г) Пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;

д) Убедится при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несёт последний пользователь;

е) Расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение обучающиеся 1 – 4 классов);

ж) Возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;

з) Заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи их равноценными, либо компенсировать ущерб, в размере, установленном правилами пользования библиотекой;

и) Полностью рассчитываться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном учреждении.

  1. Порядок пользования библиотекой:

а) Запись обучающихся школы производится по списочному составу класса в индивидуальной порядке, педагогических и иных работников школы, родителей (иных законных представителей) обучающихся – по паспарту;

б) Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;

в) Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;

г) Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращение в библиотеку.

  1. Порядок пользования абонементом:

а) Пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;

б) Максимальные сроки пользования документами:
Учебники, учебные пособия – учебный год;
Научно-популярная, познавательная, художественная литература – 1 месяц;
Периодические издания, издания повышенного спроса – 15 дней.

в) Пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.

  1. Порядок пользования в читальным залом:

а) Документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;

б) Энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.


Всероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей.

 

Система Orphus

Вы здесь: По методической работе Положение о библиотеке