ПРИНЯТО На заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2013 |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Фокинская средняя общеобразовательная школа №3» И. Ю.Сосновская Приказ № _126-а_ от 03.09.2013 |
Положение
о ведении ученических тетрадей и их проверке
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Законом РФ «Об образовании»;
- типовым положением об общеобразовательном учреждении;
- гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях Сан ПиН 2.4.2.1178-02;
- Уставом и локальными актами общеобразовательного учреждения.
1.2. Настоящее Положение устанавливает правила ведения ученических тетрадей, проведения текущего контроля и оценивания уровня учебных достижений обучаемых.
1.3. Настоящее положение утверждается педагогическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения.
2. Количество и назначение ученических тетрадей.
2.1. Для выполнения всех видов обучающих, проверочных, лабораторных и контрольных работ надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчёта на каждого учащегося:
Предмет | Количество тетрадей | ||
1-4 классы | 5-9 классы | 10-11 классы | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Математика | 2 рабочие тетради и 1 тетрадь для контрольных работ | 2 рабочие тетради и 1 тетрадь для контрольных работ | - |
Алгебра | - | 2 рабочие тетради и 1 тетрадь для контрольных работ | 1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для контрольных работ |
Геометрия | - | 1 тетрадь | 1 тетрадь |
Русский язык | 2 рабочие тетради, 1 тетрадь по развитию речи и 1 тетрадь для контрольных работ | 2 рабочие тетради, 1 тетрадь по развитию речи и 1 тетрадь для контрольных работ | 1 рабочая тетрадь |
Литература | В соответствии с программными требованиями | 1 рабочая тетрадь | Одна рабочая тетрадь и 1 тетрадь по развитию речи |
Риторика | В соответствии с программными требованиями | - | - |
Окружающий мир | Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК | - | - |
Природоведение | - | 1 рабочая тетрадь | - |
Биология | - | 1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для лабораторных работ | 1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для лабораторных работ |
География(экономика) | - | 1 рабочая тетрадь, контурные карты | 1 рабочая тетрадь, контурные карты |
Химия | - | 1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для лабораторных работ | 1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для лабораторных работ |
Физика | - | 1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для лабораторных работ | 1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для лабораторных работ |
Информатика | - | 1 рабочая тетрадь | 1 рабочая тетрадь |
Иностранный язык | 1 рабочая тетрадь, тематический словарь | 1 рабочая тетрадь, тематический словарь | 1 рабочая тетрадь, тематический словарь |
ОБЖ | - | 1 рабочая тетрадь | 1 рабочая тетрадь |
История (обществознание) | Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК | 1 рабочая тетрадь | 1 рабочая тетрадь |
2.2. В тетрадях для контрольных работ, в тетрадях по развитию речи, помимо самих контрольных и творческих работ, подлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками.
3. Требования к оформлению и ведению тетрадей обучаемыми.
3.1. Учащиеся пользуются стандартными тетрадями, состоящими из 12-18 листов. Общие тетради могут использоваться лишь в 7-11-х классах на уроках по учебным дисциплинам, при изучении которых необходимо выполнение больших по объёму работ. Общие тетради по русскому языку и алгебре используются только начиная с 10-го класса.
3.2. Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
3.3. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи).
Образец надписи:
Тетрадь
для творческих работ
по русскому языку
учени__ ___ класса
средней школы ____
г. ________________
ФИ ученика
3.4. Соблюдать поля с внешней стороны. При выполнении работ учащимися не разрешается писать на полях (за исключением пометок на полях во время записи лекций в старших классах). Размер полей в тетрадях устанавливается учителем исходя из специфики письменных работ по учебному предмету.
3.5. Указывать дату выполнения работы. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведётся учителем в виде числа. Со второго полугодия первого класса, а также во 2-4-х классах записывается число арабской цифрой и полное название месяца. В четвёртом классе допускается в записи числа имена числительные прописью. В 5-11-х классах по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа. В 5-11-х классах по математике (по остальным предметам) допускается запись даты цифрами на полях.
3.6. Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (5-11-ые классы).
3.7. Обозначать номер задания, указывать вид выполняемой работы (план, конспект и т.д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).
3.8. Соблюдать красную строку.
3.9. Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по русскому языку строку не пропускать. В тетрадях по математике во всех этих случаях пропускать только 2 клеточки. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать 2 линейки, а в тетрадях по математике – 4 клеточки (для отделения одной работы от другой и для выставления отметки за работу).
3.10. Выполнять аккуратные подчёркивания, условные обозначения, составление графиков и т.д. карандашом, в случае необходимости – с применением линейки.
3.11. Учащиеся ведут записи в тетрадях синей или фиолетовой пастой. Обучаемым запрещается писать в тетрадях красной пастой.
3.12. Исправлять ошибки следующим образом: неверное написание зачёркивать косой линией (часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией); вместо зачёркнутого надписывать нужное, не заключать неверное написания в скобки.
4. Количество контрольных работ.
4.1. Число контрольных, лабораторных, практических, творческих работ по всем предметам устанавливается учебными программами по предметам и тематическим планированием.
4.2. Не допускается выполнение двух контрольных работ в день одним классом или одним обучаемым.
5. Порядок проверки письменных работ учителями.
Предмет/классы | 1-5 | 6 | 7 | 8-9 | 10-11 |
Русский язык | После каждого урока у всех учеников | Во II полугодии после каждого урока у слабых учащихся, наиболее значимые работы 1 раз в неделю у всех учащихся | После каждого урока у слабых учащихся, наиболее значимые работы 1 раз в неделю у всех учащихся | После каждого урока у слабых учащихся, наиболее значимые работы 1 раз в месяц у всех учащихся | |
Контрольные диктанты проверяются к следующему уроку. Изложения и сочинения проверяются и возвращаются не позднее чем через 10 дней. | |||||
Литература | Проверяются только значимые работы. | Изложения и сочинения проверяются у всех учащихся. | |||
Математика (алгебра, геометрия) | После каждого урока у всех учеников | В I полугодии – после каждого урокаВо II полугодии – два раза в неделю | После каждого урока только у слабоуспевающих учащихся, один раз в две недели – наиболее значимые работы у всех учащихся | После каждого урока только у слабоуспевающих учащихся, один раз в месяц – наиболее значимые работы у всех учащихся | |
Окружающий мир | Проверочные работы проверяются у всех учащихся | - | - | - | - |
Природоведение | Проверяются у всех только значимые работы. Один раз в четверть проверяется ведение тетрадей у всех учащихся | - | - | - | - |
Биология | - | Проверяются у всех лабораторные работы, только значимые работы. | |||
Один раз в четверть проверяется ведение тетрадей у всех учащихся | Один раз в полугодие проверяется ведение тетрадей у всех учащихся | ||||
География (экономика) | - | Проверяются у всех только значимые работы | |||
Один раз в четверть проверяется ведение тетрадей у всех учащихся | Один раз в полугодие проверяется ведение тетрадей у всех учащихся | ||||
Химия | - | - | - | Проверяются значимые работы у всех учащихся не реже 2-х раз в месяц | Проверяются значимые работы у всех учащихся не реже 1-го раза в месяц |
Лабораторные, контрольные работы проверяются и возвращаются к следующему уроку | |||||
Физика | - | - | Проверяются значимые работы у всех учащихся не реже 2-х раз в месяц | Проверяются значимые работы у всех учащихся не реже 1-го раза в месяц | |
Лабораторные, контрольные работы проверяются и возвращаются к следующему уроку | |||||
Информатика | - | - | - | Проверяются значимые работы у всех учащихся | |
Один раз в четверть проверяется ведение тетрадей у всех учащихся | Один раз в полугодие проверяется ведение тетрадей у всех учащихся | ||||
Иностранный язык | После каждого урока у всех учеников | Наиболее значимые работы не реже 1 раза в неделю у всех учащихся | Наиболее значимые работы не реже 1 раза в две недели у всех учащихся | Наиболее значимые работы не реже 1 раза в месяц у всех учащихся | |
ОБЖ | - | Проверяются значимые работы у всех учащихся | |||
Один раз в четверть проверяется ведение тетрадей у всех учащихся | Один раз в полугодие проверяется ведение тетрадей у всех учащихся | ||||
История (обществознание) | Проверяются значимые работы у всех учащихся | ||||
Один раз в четверть проверяется ведение тетрадей у всех учащихся | Один раз в полугодие проверяется ведение тетрадей у всех учащихся |
5.2. В проверяемых работах по русскому языку и математике учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:
При проверке тетрадей и контрольных работ учащихся 1-4-х классов, слабоуспевающих учащихся 1-11-х классов зачёркивая орфографическую ошибку, цифру, математический знак, учитель подписывает вверху букву или нужную цифру, знак;
Пунктуационный ненужный знак зачёркивается, необходимый пишется красной пастой;
При проверке тетрадей и контрольных работ учащихся 5-11-х классов учитель только подчёркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;
При проверке изложений и сочинений в 5-11-х классах отмечаются не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые, грамматические.
5.3. При проверке ученических тетрадей учитывать соблюдение обучаемыми единого орфографического режима.
6. Контроль за ведением тетрадей и качеством их проверки администрацией школы:
Учитель;
Класс;
Соответствие количества тетрадей количественному составу класса;
Выполнение единого орфографического режима;
Регулярность проверки;
Соответствие отметок существующим нормам;
Качество проверки тетрадей (пропуск ошибок, аккуратность исправления, слово учителя в тетради и т.д.);
Система работы над ошибками (работа над каллиграфией, классификация ошибок, индивидуальная работа учащихся над собственными ошибками);
Внешний вид тетрадей (оформление, аккуратность ведение, единообразие надписи тетрадей);
Объём классных и домашних работ, соответствие возрастным нормам;
Разнообразие форм классных и домашних работ;
Дифференцированный подход.