fokinoschool3

СОГЛАСОВАНО 
Протокол заседания
Педагогического совета
от 30.08.2017
№ 






Утверждено
приказом директора
Sosnovskaja IJu podpis И. Ю.Сосновская
от 31.08.2017
№ 81
Pechat shcoly osn

Положение
о рабочих программах учебных предметов, дисциплин (модулей), курсов и внеурочной деятельности
МБОУ «Фокинская СОШ №3»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (2004 года), Федеральным образовательным стандартом начального общего образования (2009 год), Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (2010 год), письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 г. № 03-48, письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766, приказом Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, приказом Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, Уставом МБОУ «Фокинская СОШ №3» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.
1.2. Рабочая программа по учебному предмету — это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 года), Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения к условиям и результату образования обучающихся на начальном и основном уровнях образования по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения (далее — ОУ).
1.3. Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
1.4. Задачи рабочей программы:
- дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);
- конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
1.5. Основными функциями рабочей программы являются:
- нормативная – программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- содержательная – программа фиксирует состав элементов предметного содержания и универсальных учебных действий, подлежащих освоению обучающимися на уровнях зоны актуального развития и зоны ближайшего развития;
- процессуальная – программа определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и условия обучения;
- оценочная – программа выявляет объекты контроля, уровни усвоения элементов содержания
1.6. Рабочая программа, являясь индивидуальным инструментом педагога, должна определять наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса; учитывать состояние здоровья учащихся, уровень их способностей, характер учебной мотивации, а также возможности педагога и состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

2. Разработка рабочей программы

2.1. Разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации (статья 28 пункт 6 закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
2.2. Рабочая программа является составной частью образовательной программы образовательного учреждения, определяющей содержание образования в данном образовательном учреждении на всех уровнях образования.
2.3. Учитель планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочие программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеоб­разовательных программ, соответствующих требованиям федеральных образовательных стандартов и обеспечивает их выполнение.
2.4. Рабочие программы составляются на уровень обучения (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) или на класс.
2.5. Рабочая программа разрабатывается на все образовательные предметы, курсы, элективные курсы, факультативы, индивидуально-групповые занятия, кружки.
2.6. Рабочая программа разрабатывается одним учителем или группой учителей (учителя начальных классов, специалистов по данному предмету).
2.7. Учитель, разрабатывая рабочую программу, может  определять новый порядок изучения материала, не нарушая при этом логику предмета; вносить изменения в содержание изучаемой темы, конкретизируя и детализируя дидактические единицы; расширять перечень дидактических единиц; дополнять требования к уровню подготовки учащихся, уменьшать или увеличивать количество часов на изучение тем, по сравнению с примерной или авторской программами. Изменения, произведенные в содер­жании рабочей программы по сравнению с программой по учебному предмету и/или авторской программой по пред­мету, должны быть обоснованными (если изменения более 20%, то необходима внешняя экспертиза и согласование).
2.8. Ежегодные корректировки рабочей программы осуществляются в соответствии с особенностями класса, и отражаются в пояснительной записке.

3. Порядок согласования и утверждения рабочей программы.

3.1. Разработанная учителем рабочая программа должна соответствовать:
3.1.1. Рабочая программа по ФГОС начального общего образования;
- Федеральному образовательному стандарту начального общего образования (2009 год) с изменениями и дополнениями;
- примерной образовательной программе начального общего образования;
- авторской программе по предмету;
- образовательной программе начального общего образования ОУ;
- учебному плану ОУ;
- федеральному перечню учебников;
- настоящему положению.
3.1.2. Рабочая программа по ФГОС основного общего образования;
- Федеральному образовательному стандарту основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;
- примерной образовательной программе основного общего образования;
- авторской программе по предмету;
- образовательной программе основного общего образования ОУ;
- учебному плану ОУ;
- федеральному перечню учебников;
- настоящему положению
3.1.3. Рабочая программа по ФГОС (2004);
- Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (2004 года);
- примерной образовательной программе основного общего образования;
- примерной образовательной программе среднего общего образования;
- авторской программе по предмету;
- федеральному перечню учебников;
- учебному плану ОУ;
- настоящему положению.
3.2. Администрация ОУ проводит экспертизу рабочей программы на предмет соответствия требованиям настоящего положения.
Первичная экспертиза может проводиться в электронном виде.
3.3. Экспертиза может быть проведена с привлечением руководителей методических объединений школы, членов методического совета или внешних экспертов.
3.4. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, он накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.
3.5. При соответствии рабочей программы установленным требованиям она визируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждается руководителем образовательного учреждения не позднее 31августа.
При этом на титульном листе рабочей программы ставятся соответствующие грифы о согласовании и утверждении рабочей программы.
3.6. Все изменения, дополнения, вносимые педагогическим работником в программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по УВР.

4. Структура рабочей программы

4.1. На основании приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
Рабочая программа начального общего образования по предмету должна содержать следующие разделы:
*Титульный лист;
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
3. Содержание учебного предмета, курса
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

4.2. На основании приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
Рабочая программа основного общего образования по предмету должна содержать следующие разделы:
*Титульный лист;
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
3. Содержание учебного предмета, курса
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
4.3. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности должна иметь следующие разделы:
*Титульный лист
1. Пояснительная записка
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
4. Тематическое планирование

4.4. Структура рабочей программы основного общего образования, среднего общего образования по Стандарту (2004 года) по учебному предмету (курсу) включает в себя следующие разделы:
*Титульный лист
1. Пояснительная записка
2. Требования к уровню подготовки обучающихся
3. Содержание учебного предмета, курса
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

5. Требования к разделам рабочей программы.

5.1. Титульный лист (Приложение 1)
-Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом;
- гриф согласования программы с указанием даты;
- гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения);
- название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
- Ф.И.О. педагога (полностью), квалификационная категория;
- класс;
- год составления программы.

5.2. Пояснительная записка. (Приложение 2)
Пояснительная записка – структурный элемент рабочей программы, поясняющий
- на основании каких нормативных документов разработана рабочая программа;
- адресность (специфика класса);
- внесенные изменения и их обоснование (возможна сравнительная таблица своей и авторской программы)

5.3. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (ФГОС)
Требования разрабатываются в соответствии с ФГОС, планируемыми результатами освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.
В соответствии с ФГОС должны быть отражены группы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, предметных результатов.
Каждая группа планируемых результатов должна быть представлена двумя уровнями:
уровнем актуальных действий и уровнем зоны ближайшего развития.
Первый уровень
планируемых результатов относительно универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) описывается в блоке «Ученик научится».
Второй уровень
планируемых результатов описывается в блоке «Ученик получит возможность научиться».
Требования к уровню подготовки обучающихся (Стандарты 2004)

Необходимо отразить, какие непосредственно результаты должны быть достигнуты по окончанию каждого, конкретного класса.
5.4. Содержание учебного предмета, курса

Содержание учебного предмета, курса – структурный элемент рабочей программы, включающий:
- перечень и название разделов и тем курса;
- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
- содержание учебной темы:
-темы практических и лабораторных работ;
- творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
-краеведческий материал;
-возможные виды самостоятельной работы учащихся;
-использование резерва учебного времени.
5.5. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Тематический планирование – структурный элемент рабочей программы, содержащий:
- перечень разделов, тем, последовательность их изучения;
- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
-в том числе контрольных, практических работ.(Приложение 3)
5.6. Авторские рабочие программы
5.6.1.
Авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с ФГОС и с учетом примерной образовательной программы соответствующего уровня образования могут использоваться как рабочие программы по предмету. Изменения и дополнения, внесенные учителем в авторские программы, должны быть отражены в пояснительной записке.

6. Разработка программ внеурочной деятельности

6.1. Программы внеурочной деятельности должны способствовать достижению планируемых результатов освоения образовательных программ начального общего (основного общего) образования.
6.2. Программа разрабатывается на основе требований к результатам освоения образовательной программы начального общего (основного общего) образования и программы формирования универсальных учебных действий, учебного плана внеурочной деятельности МБОУ «Фокинская СОШ №3», действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
6.3. Программа учитывает материально-техническую оснащённость образовательного процесса, психологические особенности учащихся, специфику ОО.
6.4. Программа должна быть оформлена аккуратно, без исправлений, на бумажном и электронном носителях.
6.5. Программа имеет титульный лист в соответствии с Приложением 1.
6.6. Программа должна включать следующие разделы:
6.6.1. Пояснительная записка, в которой указывается:
- общая характеристика Программы по внеурочной деятельности;
- описание места Программы в структуре образовательной программы;
6.6.2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности;
6.6.3.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
6.6.4.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся.

7. Оформление и хранение рабочей программы.

7.1. Текст набирается в редакторе Word  for Windows шрифтом Times New Roman, 12 - 14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, поля: верхнее, нижнее — 2 см, правое — 3см, левое — 1,5см; центровка заголовков выполняются при помощи средств Word, листы формата А 4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Ориентация страниц – везде книжная (тематическое планирование – можно альбомная).
Начинать все разделы с новой страницы
7.2. Один экземпляр рабочей программы в печатном и электронном виде сдается администрации ОУ, второй экземпляр хранится у учителя.

Образец рабочей программы

Приложение №1

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Фокинская средняя общеобразовательная школа №3»

Рассмотрено
на заседании МО
___________________
«___ » _______ 2017г.
Протокол № 1
Согласовано
Руководитель методсовета
__________ В.А. Курдюкова
«___ » _______ 2017г.
Протокол № 1
Утверждена
директор школы
___________И.Ю. Сосновская
«___ » _______ 2017г.
Приказ №

 

Рабочая программа
учебного предмета
« _____________»
для ____ класса

Количество часов -

 

 

Учитель ____________________
__________категории
_________________________________________________

2017-2018 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Фокинская средняя общеобразовательная школа №3»

Рассмотрено
на заседании МО
___________________
«___ » _______ 2017г.
Протокол № 1
Согласовано
Руководитель методсовета
__________ В.А. Курдюкова
«___ » _______ 2017г.
Протокол № 1
Утверждена
директор школы
___________И.Ю. Сосновская
«___ » _______ 2017г.
Приказ №

 

Рабочая программа
внеурочной деятельности
« _____________»
______________________
(направление)
для ____ класса

Количество часов -

 

 

Учитель ____________________
__________категории
_________________________________________________

2017-2018 учебный год

 

Приложение 2

Пояснительная записка 

Рабочая программа по _____________ для ___ класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ от 29.12.2012г.;
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (2004 года),
- Федеральным образовательным стандартом начального общего образования (2009 год),
- Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (2010 год),
- письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 г. № 03-48,
- письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766,
- приказом Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373,
Примерной программы по ______________ 5-9 классы.
 Положения о рабочих программ учебных предметов, дисциплин (модулей), курсов и внеурочной деятельности МБОУ «Фокинская СОШ №3».
Учебного плана МБОУ «Фокинская СОШ №3» для учащихся _____классов, на 2017-2018 учебный год.
Календарного учебного графика на 2017 – 2018 учебный год МБОУ «Фокинская СОШ №3»

Приложение № 3.

Тематическое планирование

Тема Количество часов Количество контрольных и практических работ
       
       
       

Календарно-тематическое планирование
(альбомный формат)

урока  Тема раздела, урока  Количество часов  Дата
план факт
         
         

Всероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей.

 

Система Orphus

Вы здесь: По методической работе Положение о рабочих программах учебных предметов, дисциплин (модулей), курсов и внеурочной деятельности