Внеклассное мероприятие на знание правил дорожного движения «Дорога без опасности»
Цели:
- проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;
- правил водителей велосипедов;
- пользование общественным транспортом;
- воспитывать у учащихся культуру поведения.
Задачи :
- Формирование навыков поведения на улицах и дорогах и профилактика нарушения данных правил.
- Учить детей сознательному ориентированию в дорожных ситуациях.
- Развивать навыки и привычки поведения транспорте.
Форма проведения:
внеклассное мероприятие.
Пояснительная записка.
Ежегодно десятки детей погибают под колесами транспорта, сотни детей получают различные травмы. Половина всех дорожно-транспортных происшествий с участием детей происходит по их вине вследствие слабого знания Правил дорожного движения, отсутствия необходимых навыков поведения на улицах и дорогах или просто нарушения данных правил. Они не сознают опасности последствий этих нарушений, которые могут привести к дорожно-транспортным происшествиям.
Для того, чтобы сохранить здоровье и жизнь нашим юным гражданам, следует повседневно и настойчиво проводить широкую профилактическую работу: обучать их Правилам дорожного движения, постоянно воспитывать у них внимательность и осторожность при движении по улицам.
Многие сталкиваются с такой картиной: родители, держа ребенка за руку, переходят оживленную трассу, даже не посмотрев, какой свет горит на светофоре, не взглянув на дорожный знак. Задумываются ли они о том, что в следующий раз дети поступят точно так же, взяв пример со взрослых? Вряд ли. С малых лет нужно приучать соблюдать правила дорожного движения, чтобы не подвергать опасности ни свою, ни чужую жизни.
Литература:
1. Р.П. Бабина «Советы дяди Стёпы»
2. Н.Н. Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность на улицах и дорогах»
3. Р.Б.Бабина «Увлекательное дорожное путешествие»
4. Р.Б. Бабина «Азбука дорожной безопасности»
Учитель. Добрый день, дорогие ребята!
Сегодня наше мероприятие посвящено правилам дорожного движения. Мы вспомним известные и познакомимся с новыми правилами дорожного движения. Девиз нашей сегодняшней встречи: «Дорога без опасности». Но прежде чем мы начнем викторину по правилам дорожного движения, давайте проведем экскурс в историю дорожного движения.
Давайте представим такую картину:
Идут пешеходы в костюмах старинных,
И там, где идти им положено,
Вдоль стен тротуары положены.
Копыта стучат по старинным камням,
Весь транспорт еще – лошадиный,
И кучер старинный старинным коням
Приказ выкликает старинный:
То «Но-о-о», говорит, то «Тпру-у-у», говорит,
И транспорт идет или транспорт стоит.
Хоть слушался он без ошибки,
Но двигался транспорт не шибко.
Такую дорогу любой пешеход
Сойдя с тротуара, легко перейдет!
( Выступают ученики с небольшими сообщениями)
Ученик 1. 18 век. Именно тогда и именно в России было доведено «до сведения широкой публики несколько очень строгих требований:
1. В городе и в предместьях кучерам ездить только на взнузданных лошадях малой рысью, а скоро отнюдь не ездить.
2. Когда случится подъехать к перекрестку, тогда ехать еще тише и осматриваться во все стороны, дабы кому повреждения не учинить или с кем не съехаться (т.е. не столкнуться).
3. На мостах через реки карет не обгонять, а ехать, напротив, порядочно и не скоро.
4. Для хождения пеших подле домов положены большие плашки каменные. Конным на оных камнях отнюдь не становиться, тож и подле самих стен, где пеший люд ходит, дабы тем не мешать ходить пешком.
5. На улицах ямщикам предписывается ни в коем разе громко не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать.
Впервые в России водительские права получил извозчик в 1784 году.
Учитель: Интересно, когда начали отмечать День рождения светофора?
Ученик 2: Первый светофор появился в Англии, в центре Лондона в 1868 году. Это было что-то вроде газового фонаря. День, когда на улицах громадного города появились разноцветные фонари, считается Днем рождения светофора. Это был газовый, двухсекционный светофор - красный и зеленый. Такой же двухсекционный, но уже электрический фонарь вспыхнул на улицах 50 лет спустя. Третью, не существовавшую тогда желтую секцию, заменял регулировщик. В нужную минуту он свистел, давая знать, что один сигнал сменился другим.
12 лет свисток помогал светофору, пока не сменился на 3- секционный. В нашей стране 3-секционный светофор появился в 1929 году в Москве.
Учитель: Когда же возникли дорожные знаки?
Ученик 3: Особым языком разговаривает улица. На этом дорожном языке с водителями и пешеходами «разговаривают» улицы всех стран мира. Интересна история возникновения дорожных знаков. Наши предки заботились о путешественниках, старались помочь им правильно выбрать направление движения. В лесистых местах вдоль дорог устанавливали вешки из сучьев, делали зарубки на стволах деревьев, а в степи вдоль дорог укладывали камни или ставили столбы.
В России при царе Алексее Михайловиче впервые стали устанавливать верстовые столбы. При Петре I на дорогах столбы стали окрашивать полосами. Современные дорожные знаки разнообразны. Они окрашены в яркие цвета и видны издалека.
Было время, когда каждое государство имело свои знаки. Теперь по нашим дорогам двигаются автомобили из Германии, Франции, Италии и других стран, т.к. дорожные знаки везде одинаковы.
Учитель: А теперь мы проедем викторину на знание правил и истории дорожного движения, а также поведения пешеходов в различных ситуациях.
Имеется три команды знатоков (красная, желтая, зеленая), а также серия вопросов, разной сложности и стоимости. Правила нашей викторины: отвечает на вопрос та команда, которая быстрее остальных поднимет круг своего цвета. В конце каждого раунда подводится промежуточный итог.
Сейчас мы выясним, кто самый эрудированный. Итак, внимание - серия вопросов стоимостью в 1 балл.
Вопросы стоимостью в 1 балл.
№ 1. По какой стороне тротуара нужно ходить? Слайд № 2
а. По правой.
б. По левой.
в. По любой.
№ 2. Вы хотите перейти проезжую часть и видите, что приближается автомобиль. То вы: Слайд № 5
а. Ждёте, когда автомобиль проедет.
б. Быстро, но осторожно перебегаете дорогу.
в. Даёте знак водителю, чтобы он остановился, и смело переходить дорогу.
№ 3. Сколько колёс у автомобиля? Слайд № 8
а. 2 колеса.
б. 4 колеса.
в. 5 колёс (одно запасное)
№ 4. Можно ли ходить по краю тротуара (бордюру)? Слайд № 11
а. Можно, так как транспорту не разрешается выезжать на тротуар.
б. Нельзя, это опасно, так как вас может задеть транспорт, который едет близко от тротуара.
№5. С какой стороны можно обходить автобус? Слайд № 14
а. Спереди.
б. Сзади.
№6. С какой стороны можно обходить трамвай? Слайд № 17
а. Спереди.
б. Сзади.
№7. На какой цвет светофора следует переходить улицу? Слайд № 20
а. Красный.
б. Жёлтый
в. Зелёный.
№8. Где и как должны ходить пешеходы по улице? Слайд № 23
а. По дороге.
б. По тротуару.
№ 9. Где нужно стоять в ожидании трамвая, троллейбуса, автобуса?
а. На остановке. Слайд № 26
б. На проезжей части дороги
№ 10. Как называется пешеходный переход? Слайд № 29
а. Лошадь
б. Зебра
в. Корова
№11. Как называют водителя, управляющего такси? Слайд № 32
а. Таксомотор
б. Таксошофер
в. Таксист
№ 12. Каких колес не бывает? Слайд № 35
а. Лысых
б. Шипованных
в. Волосатых
№13. Как называют линии, нанесенные на дороге? Слайд № 38
а. Развилка
б. Разложка
в. Разметка
№ 14. С какого возраста можно садиться на переднее сиденье автомобиля? Слайд № 41
а. 10 лет
б. 12 лет
в. 14 лет
№ 15. Как водители называют руль? Слайд № 44
а. Бублик
б. Сушка
в. Баранка
№16. Как называют человека, который долго думает? Слайд № 47
а. Тормоз.
б. Газ.
в. Сцепление
Вопросы, не вошедшие в презентацию
№17. Что считается сердцем машины?
а. Мотор
б. Бензобак
в. Водитель
№18. Как называют человека, который плохо водит машину?
а. Самовар
б. Кофейник
в. Чайник.
Вопросы стоимостью в 2 балла.
Учитель: Знаков на дороге много и чтобы не путаться в них, знаки систематизировали и разделили на разные группы.
Действительно, когда человек учится читать, ему показывают буквы. У дорожного языка тоже есть буквы – знаки. Одна дорожная буква означает целую фразу, т.е. дорожный сигнал.
Эти сигналы неслучайно имеют разную форму и разный цвет. И цвет, и форма несут свою информацию. Вот например, одну группу знаков расположили на треугольниках с красным окантовкой: «Осторожно, жд. переезд!», «Осторожно – опасный поворот!», «Осторожно, скользкая дорога!», «Осторожно, дети!» «Осторожно!»
№ 1. Как называются знаки, размещенные на треугольнике белого цвета с красной окантовкой?
Слайд № 50
а. Предупреждающие знаки. (правильный ответ)
б. Знаки приоритета.
в. Разрешающие знаки.
№ 2. Как называются знаки, которые устанавливают очередность проезда на перекрестке? Слайд № 53
а. Предупреждающие знаки.
б. Знаки приоритета. (правильный ответ)
в. Разрешающие знаки.
№ 3. Как называется группа знаков, которые расположены в круге с красным окаймлением или красным фоном и не разрешают то, что нарисовано на знаке? Светофор сигналил бы эти знаки красным светом: «Въезд запрещен!», «Проход закрыт», «Движение на велосипедах запрещено». Слайд № 56
а. Предупреждающие знаки.
б. Разрешающие знаки.
в. Запрещающие знаки. (правильный ответ).
№ 4. Как называется группа знаков, которые располагаются на круге голубого цвета. Они разрешают движение в указанном направлении, движение легковым автомобилям, указывают велосипедную дорожку, дорожку для пешеходов. Слайд № 59
а. Предписывающие знаки. (правильный ответ).
б. Разрешающие знаки.
в. Указывающие знаки.
№ 5. Как называется группа знаков - голубые прямоугольники с рисунками: то ложка с вилкой, то красный крест, то палатка, то кровать… Понятно, что рядом столовая, неподалеку медпункт, хотите отдохнуть, вот место для отдыха… Слайд № 62
а. Заставляющие знаки сделать то, что изображено на них.
б. Разрешающие знаки сделать то, что изображено на них.
в. Знаки сервиса. (правильный ответ).
№ 6. И последняя группа знаков многим из вас знакома, или знакомы отдельные знаки. Эти знаки на голубых квадратах подсказывают, где пешеходный переход, где подземный переход, а где автобусная остановка. Тут место стоянки такси, одностороннее движение, или место для разворота. Как называются эти знаки? Слайд № 65
а. Информационные указатели. (правильный ответ).
б. Разрешающие знаки.
в. Знаки сервиса.
Учитель: У нас еще осталась последняя категория вопросов, стоимость которых оценивается в 3 балла. Наша викторина подходит к завершающему этапу.
Вопросы стоимостью в 3 балла.
№ 1. В каком году весь мир отметил 100 - летие автомобиля? Слайд № 68
а. 2006
б. 1986
в. 1786
№ 2. Автомобиль слово нерусское. Что оно означает в переводе с греческого языка? Слайд № 71
а. «самодвижущийся»
б. «быстроедущий»
в. «Я не лошадь»
№ 3. Как назывался первый автомобиль и чем он заправлялся? Слайд № 74
а. «омнибус», заправлялся дровами.
б. автобус, заправлялся дровами.
в. автобус, заправлялся бензином.
№ 4. Как назывался человек, управляющий омнибусом, в переводе с французского языка это слово означает «истопник» или «кочегар»? Слайд № 77
а. Омнибусоводитель
б. Шофер
в. Водитель.
№ 5. А что значит слово трамвай и из какой страны оно пришло? Слайд № 80
а. «трэм-вэй». «Трэм»-вагон, «вэй» - путь. Вагон, ходящий по путям, рельсам, страна Англия.
б. «трэм-вэй». «Трэм»-вагон, «вэй» - путь. Вагон, ходящий по путям, рельсам, страна Франция.
в. «трэм-вэй». «Трэм»-вагон, «вэй» - путь. Вагон, ходящий по путям, шпалам, страна Италия.
Это был последний вопрос нашей викторины.
В заключении нашего мероприятия хотелось бы сказать следующие слова: «Каждое утро встает солнышко, рассеиваются облака, просыпается от ночного сна природа. Звенят будильники в домах, и с каждой минутой становится всё оживлённее дорога. Дорога – это место, полное неожиданностей. Она может принести в нашу жизнь много нового, может открыть что- то неизведанное, а может стать местом происшествия. Хочется пожелать, чтобы ваша дорога была всегда «Дорога без опасности»
А теперь подведем итоги нашей встречи. (Награждение команды - победителя почетной грамотой и памятными призами)