fokinoschool3

Организация учебно-исследовательской деятельности в системе непрерывного географического образования

1 2

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Москаленко О.П., Сосновская И.Ю.

Брянский государственный университет им. акад. И. Г. Петровского, г. Брянск, РФ
МБОУ «Фокинская СОШ № 3», г. Фокино, РФ

 

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">om3736@gmail.com

Аннотация. Анализируются проблемы непрерывного географического образования на разных уровнях, показаны варианты организации учебно- исследовательской деятельности в средней школе и вузе, используя опыт работы.
Ключевые слова. Непрерывное географическое образование, учебно- исследовательская деятельность, географическая культура.
Abstract. The problems of continuing geographic education at different levels are analyzed, options for organizing educational and research activities in high schools and universities arc shown using work experience.
Keywords. Continuing geographical education, educational and research activities, geographic culture.
В начале XXI века проблемное состояние географического образования в пашей стране стало очевидным не только географической общественности, но и руководству на уровне Министерства просвещения РФ. Более того, серьезные проблемы образования отмечают студенты[4].
Парадокс ситуации состоит в том, что роль географической культуры сложно переоценить в формировании научного мировоззрения, в воспитании чувства патриотизма и ответственности перед будущими поколениями, в то же время в школьной программе география занимает далеко не престижное место. ЕГЭ сдает не более 3% выпускников в стране, т.к. результаты ЕГЭ по географии при поступлении в вузы крайне мало востребованы. С целью популяризации географических знаний по инициативе РГО в течение последних пяти лет проводится Всероссийский географический диктант. Его результаты свидетельствуют, что среднероссийская оценка по географии - «удовлетворительно», при этом представители старшего поколения показывают более высокие результаты. Низкий уровень знаний учащиеся демонстрируют при доступности научно-популярных материалов географического содержания в сети Интернет. Опыт работы показывает, что не более 10 % первокурсников, обучающихся по направлению география, могут выполнить все задания из школьных учебников. Следовательно, проблемы географического образования не являются частными, а имеют системный характер.
В декабре 2018 г. на коллегии Министерства просвещения РФ была утверждена Концепция развития географического образования в Российской Федерации, которая обсуждалась с 2016 г. «Но, к сожалению - отмечает первый вице-президент РГО Н.С. Касимов - не в той редакции, которая была нами представлена, особенно в части выделения географии в отдельную предметную область». В документе сформулированы задачи географического образования в различных сферах деятельности, определены проблемы преподавания географии: содержательные, методические, кадровые и мотивационного характера [3].
Ускоряющееся развитие новых технологий получения пространственной информации, нарастающие объемы научных данных, трансформации научных парадигм предопределили развитие системы непрерывного образования. С 70- годов XX века в нашей стране получила развитие идея непрерывного образования, в структуре которого выделяют три основных направления: образование на протяжении жизни, образование взрослых и непрерывное профессиональное образование. В настоящее время в научно-методической литературе представлены различные подходы к классификации форм непрерывного образования, и разработка понятийного аппарата сохраняет свою актуальность [1,2].
Обучение в течение жизни является важным фактором роста профессиональной подготовки, расширения кругозора личности, в итоге - формирования интеллектуального потенциала населения. Накопленные знания вызывают потребность новых знаний. В структуре непрерывного образования правомерно рассматривать связи «по вертикали», выделяя уровни обучения и их соподчиненность, и «горизонтальные связи» в зависимости от формы обучения.
Географическое образование имеет особое значение в формировании комплексного мышления при решении природно-социально-экономических задач. Первые уровни образования человек проходит, осваивая школьную программу но географии, когда формируется фундамент знаний и мотивация к дальнейшему обучению, в том числе самообучению. Учебно-исследовательская деятельность в сложной структуре непрерывного образования сосредоточена в рамках гак называемого формального образования, когда образовательный уровень подтверждается документально.
При определении содержания географического образования важно отразить современное состояние науки, методы исследования и одновременно обеспечить доступность учебного материала для понимания учащихся. Успешность решения этой сложной задачи во многом определяется научно-методической подготовкой учителя. Серьезные проблемы школьного географического образования отражены в результатах анкетирования студентов Санкт Петербургского университета, из двадцати перечисленных высказываний первые строки -занимают: «редко проводились практические работы», «недоходчиво объяснялся изучаемый материал» [4].
Многолетний опыт преподавания географии показывает, что в век информатизации, когда Интернет заполнен интересными фактами о природе и жизни общества, роль учителя существенно меняется, учитель уже не является главным источником информации. На первое место выходит задача формирования географического мышления учащихся, которые завтра станут руководителями разного ранга или займутся предпринимательской деятельностью в различных областях. От их понимания взаимообусловленности природных и социально- экономических процессов будет зависеть эффективность принятых решений, качество жизни населения. Опыт работы показывает необходимость организации исследовательской деятельности на начальных этапах географического образования.
В нашей отечественной практике накоплен большой опыт работы кружков, центров дополнительного образования, где учащиеся могут получать дополнительные знания, выполнять практические работы. Но эти занятия требуют дополнительного времени, что часто создает проблемы для учащихся при условии, что рабочая неделя в среднем звене составляет 29-33 часа и 34 часа - в 10-11 классах.
Наиболее результативный путь решения поставленной задачи - включение элементов исследовательской деятельности в учебный процесс. Изучение материала выстраивается по схеме: наблюдение - анализ - объяснение с использованием эмпирических данных - обобщение. Этот подход моделирует процесс познания, реализует принцип преемственности в обучении, выстраивает «вертикальную структуру» географического образования. Например, с младших классов учащиеся начинают вести дневники погоды, гак формируются навыки систематических наблюдений как метода географических исследований. При изучении темы «Погода» в 6 классе используется накопленный фактический материал для построения и анализа графиков изменения температуры воздуха, выявляются закономерности распределения дней с осадками. Так на конкретном материале формируются абстрактные понятия «погода» и «климат». Изучая климат в курсе Физическая география России, где приводятся средние многолетние значения температур, учащиеся сопоставляют их с результатами собственных наблюдений. Таким образом, приходят к выводу об изменениях климатических показателей. Эмпирические данные учитель использует для объяснения сложных процессов глобального потепления и прогнозируемых его последствий.
С учетом особенностей учебного материала разрабатываются различные варианты организации учебно-исследовательского процесса. При изучении природных комплексов в среднем звене используется картографический метод исследования. Учащиеся выполняют сравнение карт разной тематики для установления взаимосвязей между компонентами природы. Уроки проходят в атмосфере научного поиска, чему также способствует постановка эвристических вопросов. Понимание процессов комплексообразования в природе создает основу для изучения (в старшем звене) региональных особенностей хозяйственной деятельности и се последствий. Выстраиваемая «вертикаль географического образования» разрушает искусственные барьеры между физической и экономической географией. В 9 классе используются проектные технологии. Учащиеся разрабатывают и защищают авторские проекты землепользования для своего района.
Включение элементов исследовательской деятельности в учебный процесс создает равные условия для дальнейшего интеллектуального развития учащихся. «Горизонтальные связи» в системе непрерывного географического образования на начальных этапах формируются вовлеченностью учащихся в работу факультативов, кружков, центров дополнительного образования и др. Если «вертикаль» географического образования охватывает весь контингент учащихся, то число обучающихся в системе дополнительного образования обусловлено индивидуальными особенностями развития интереса к географии. 11о только часть из тех, кто занимался в кружках, участвовал в географических олимпиадах выбирают географию или смежные направления своей профессией. Для большинства останется интерес к географии, который будет поддерживать стремление к самообразованию, формированию географической культуры на протяжении жизни.
Следующий этап в системе непрерывного географического образования характеризуется многовариативностью: подготовка по направлению География (с различными профилями) и по географическому профилю педагогического направления. В профессиональном географическом образовании особое место занимает обучение учителей географии, от которых в конечном счете зависит вектор географической науки. Однако в настоящее время будущие учителя географии при поступлении в вуз не сдают ЕГЭ по географии, что создает проблемы при формировании контингента студентов, т.к. может быть зачислен любой абитуриент, не прошедший по конкурсу на другой педагогический профиль. Как следствие, на первом курсе отмечаются наибольшие различия в уровне географической подготовки студентов.
Организация учебно-исследовательской деятельности при обучении будущих учителей географии ориентирована на:
- формирование базы знаний, соответствующих современному уровню развития науки,
- освоение методов научных исследований в географии,
- использование педагогических технологий в процессе преподавания географии и во внеклассной работе с учащимися.
Постановка задач предопределена спецификой будущей профессиональной деятельности. Важно подготовить учителя не только владеющего современными знаниями и методами научных исследований, но и готового к дальнейшему постдипломному образованию и самообразованию.
В образовательных стандартах высшего образования с повышением уровня возрастает доля часов, выделяемых на научную и практическую работу: в бакалавриате - около 20 %, магистратуре - 46 %, аспирантуре - 78 %.
Учебно-исследовательская деятельность в бакалавриате представлена разными формами:
- включение элементов исследовательской работы в лабораторные и практические занятия (доминирует на первом курсе);
- выполнение курсовых работ (начиная со второго курса);
- подготовка и защита выпускной квалификационной работы.
Выпускники бакалавриата получают необходимую подготовку для преподавания географии в средней школе. Выбор метода продолжения образования (формальный, неформальный, информальный) в каждом случае зависит от индивидуальных особенностей личности и конкретной ситуации.
На уровне магистратуры происходит активное вовлечение обучающихся в научно-практическую деятельность с обязательной публикацией полученных результатов. Выпускники магистратуры могут осуществлять самостоятельную научную деятельность в области географических исследований и преподавать в учреждениях среднего специального образования, а также высшего на уровне бакалавриата.
Формальные методы в системе непрерывного образования завершаются подготовкой географов-исследователей в аспирантуре, где на научную работу выделяется времени в 4,7 раза больше, чем на учебную. Выпускники аспирантуры получают квалификацию «Исследователь. Преподаватель-исследователь» и составляют основу контингента научных кадров, работы которых отражают современное состояние и направления развития географической науки. Чем выше уровень образования личности, тем большее значение приобретают информальные методы, связанные с самообразованием.
Развитие системы непрерывного географического образования, совершенствование ее отдельных этапов рассматриваем как обязательное условие повышения престижа науки, ее востребованности в решении научно-практических задач; формирования географической культуры населения.

Список источников

1. Борщева Н.Л., Глухова М.И. Непрерывное образование: различие подходов https://cyberleninka.nr/article/n/nepreryvnoe-obrazovanie-razlichic- poclhodov .
2. Зайцева О.В. Непрерывное образование: основные понятия и определения - http://cyberleninka.ru/article/n/ncpreryvnoe-obrazovanie-osnovnye-ponyatiya-i-opredeleniya
3. Концепция развития географического образования в Российской Федерации - https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271 f2cc70fc543d88114fa83250/


Всероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей.

 

Система Orphus

Вы здесь: Информация Организация учебно-исследовательской деятельности в системе непрерывного географического образования