УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Фокинская средняя общеобразовательная школа №3» 31.08.2015 И. Ю.Сосновская |
Программа обучения правилам безопасного поведения в Интернет-пространстве
Пояснительная записка
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.
В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование.
Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу. «Зачастую дети принимают все. что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страну - теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать» (П А Астахов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка).
Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг.
Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ - требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете. Решение Европейского парламента и Совета № 276/1999/ЕС о принятии долгосрочной плана действий Сообщества по содействию безопасному использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносного содержимого в рамках глобальных сетей).
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"). Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих детей.
Данная программа рассчитана на период с 2015 по 2019 год.
Работа с обучающимися должна вестись в зависимости от возрастных особенностей: начальное звено (2-4 класс), среднее (5-9 класс) и старшее (10-11 класс) На каждом этапе необходимы специальные формы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями.
Для организации безопасного доступа к сети Интернет в МБОУ «ФСОШ № 3» г.Фокино созданы следующие условия:
1. В школе разработаны и утверждены
- Правила доступа к сети Интернет для обучающихся и сотрудников.
- Правила использования сети Интернет.
- Должностная инструкция ответственного за использование сети Интернет.
- Регламент по работе учителей и школьников в сети Интернет.
- Инструкция пользователя по безопасной работе в сети Интернет.
- Классификаторы информации, доступ к которой учащихся запрещен и разрешен
2. Контроль использования учащимися сети Интернет осуществляется с помощью программно-технических средств и визуального контроля.
3. Ведется журнал учета работы в Интернет
Нормативно-правовая база
Программа разработана с учетом требований законов РФ
- «Об образовании в Российской Федерации», Закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ);
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10.
Цели, задачи, основные мероприятия реализации программы
Цель: Обеспечения информационной безопасности обучающихся при обучении, организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационнокоммуникационных технологий в том числе сети Интернет.
Задачи:
- формирование и расширение компетентностей работников образования в области медиабезопасного поведения детей и подростков;
- формирования информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности;
- изучение с нормативно-правовых документов по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
- формирование знаний в области безопасности детей использующих Интернет;
- организации просветительской работы с родителями и общественностью.
Перечень мероприятий по обучению школьников безопасному использованию сети Интернет
№ п/ п |
Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Уроки безопасности работы в Интернет для учащихся 7-9, 10-11 классов. | сентябрь-октябрь | Классные руководители 7-11 классов |
2 | Изучение нормативных документов по организации безопасного доступа к сети Интернет | сентябрь | Руководители ШМО |
3 | Организация и проведение конкурса детских работ «Мой безопасный Интернет» с номинациями: Рисунок (7-8 классы). Плакат (9-11 классы), Рассказ о позитивном контенте («Мои любимые сайты», «Любимые сайты нашей семьи») |
февраль | Аксенова Л.С., Сосновский А.К. |
4 | Круглый стол «Основы безопасности в сети Интернет» | декабрь | Зам. директора по Ур |
5 | Классные часы в 1 - 11 классах. Цель: ознакомление учащихся с опасностями, которые подстерегаю! их в Интернете. «Сказка о золотых правила безопасности в сети Интернет» (1 кл.) «Чем опасен интернет» (1-4 кл.); «Безопасность в сети Интернет» (5-6 кл.); «Компьютерные сети» (5-8 кл.); «Темная сторона Интернета» (7-8 кл.). «Опасности в Интернете», «Остерегайся мошенничества в Интернете» (9-11 кл.). |
ноябрь- март | Классные руководители 7-11 классов |
6 | На уроках информатики провести беседы, диспуты; «Безопасность при работе в Интернете», «О личной безопасности в Интернет», «Сетевой этикет», «Этика сетевого общения » (7-8 классы), «Форумы и чаты в Интернет», «Информационная безопасность сетевой технологии работы» (9-11 классы). | сентябрь-май | Учителя информатики |
7 | Выступление на родительском собрании на тему: «Быть или не быть Интернету в компьютере вашего ребенка?» Анкетирование «Знают ли родители, с кем общается их ребенок в сети?» |
октябрь— апрель | Соцпедагог |
Исполнители:
- Школьные методические объединения.
- Классные руководители 7-11 классов.
- Учителя информатики.
- Педагог-психолог.
- Зам. директора по УР
Результатами выполнения программы являются:
Цели и задачи программы | Перечень непосредственных и конечных показателей | Фактическое значение на момент разработки программы |
Значение показателей по периодам реализации программы | Плановое значение на день окончания действия программы 2018-2019 |
||||
2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 | |||||
Цель: Обеспечения информационной безопасности обучающихся при обучении, организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационнокоммуникационных технологий в том числе сети Интернет. | ||||||||
Задача № 1. Формирование и расширение компетентностей работников | Доля педагогов, использующих современные коммуникационные взаимодействия. |
70% | 70% | 80% | 90% | 100% | 100% | |
образования в области медиа- безопасного поведения детей и подростков | Умение использовать и интегрировать разнотипную информацию. | 70% | 70% | 80% | 90% | 100% | 100% | |
Задача № 2. Формирования информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности |
Доля педагогов использующих сетевые технологии, современные средства связи и прикладные программы в области профессиональной деятельности. |
60% | 65% | 70% | 80% | 85% | 90% | |
Задача № 3. Изучение нормативноправовых документов по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию |
Владение правовыми знаниями в области информатизации. | 60% | 70% | 75% | 90% | 100% | 100% | |
Задача № 4. Формирование знаний в области безопасности обучающихся, использующих Интернет |
Владение знаниями о защи те компьютера от вредоносных программ, о нелегальном пиратском контенте и об опасности его скачивания. | 70% | 75% | 80% | 88% | 94% | 97% | |
Задача № 5. Организации просветительской работы с родителями и общественностью. |
Включение родителей в совместную со школой деятельность по обеспечению безопасности детей в Интернет пространстве. | 50% | 55% | 60% | 65% | 68% | 70% |
Методические рекомендации
«Безопасный Интернет»
В наши дни компьютер становится привычным элементом не только в научных лабораториях, но и дома, в школьных классах. Так, например, в Российской Федерации в настоящее время уже эксплуатируется не менее 5 млн. персональных компьютеров. В Западной Европе компьютер используют свыше 60% взрослого населения. Людей, ежедневно проводящих за компьютером по нескольку часов, становится все больше. При этом уже мало кто сомневается, что работа на персональном компьютере влияет на физическое и психологическое здоровье человека не самым лучшим образом. Длительное пребывание у экрана, неподвижность позы пользователя ПК. электромагнитные поля и излучения, мелькание изображения на экране - все это небезвредно для здоровья.
Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития Мы понимаем, что Интернет - это не только кладезь возможностей, но и источник угроз Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них - дети, которые могут не знать об опасностях мировой паутины. Одним из средств решения этой проблемы может стать просвещение общественности и специальная подготовка профессионалов, в первую очередь, педагогов в сфере безопасного поведения человека, специалиста, школьника в мире компьютерных технологий и Интернет. Интернет должен быть максимально безопасным для подрастающих поколений. Эта цель осуществима, если родители осознают свое главенство в обеспечении безопасности детей. В данных методических рекомендациях представлены материалы для разработки уроков, классных часов, направленные на обеспечение необходимыми знаниями в области психолого-педагогического и здоровье-сберегающего сопровождения образовательного процесса школьников, использующих персональные компьютеры и Интернет в профессиональной, учебной и внеучебной деятельности, родительских собраний. Методические рекомендации содержат советы, как сделать компьютер и Интернет безопасным для своего ребенка.
Данные рекомендации - практическая информация для родителей и классных руководителей, которая поможет предупредить угрозы и сделать работу детей в Интернете полезной.
Анкетирование учащихся.
Для изучения безопасности в сети Интернет и отношения к ней подростков разрабатываются анкеты, позволяющие проанализировать современную ситуацию в образовательной среде.
Анкетирование предполагается проводить в форме анонимного опроса как на бумажных носителях, так и в электронном виде Примерные формы анкет представлены в Приложении 1 и Приложении 2.
Проведение круглого стола «Основы безопасности в сети Интернет»
Цель: формирование устойчивых жизненных навыков при работе в сети Интернет. Работе круглого стола предшествует предварительная подготовка учащихся по предложенной тематике. Перечень вопросов для обсуждения выявляется в результате анкетирования учащихся.
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Для чего нужен Интернет?
2. Какие существуют риски при пользовании интернетом, и как их можно