Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Меню

Тема: Анализ лирического произведения. Стихотворение Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…»
Цели:
а) образовательная: познакомить с личностью и творчеством поэта, поэтапно формировать умение анализировать и интерпретировать художественный текст.
б) развивающая: развивать образное мышление, умение постигать поэтическое слово, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, вкус к поэзии;
в ) воспитательная: пробуждать любовь к поэзии, к родному краю, чувство прекрасного, бережное отношение к природе
Оборудование:
1. Компьютер.
2. Медиаплеер.

Не то , что мните вы , природа ,
Не слепок , не бездушный лик ,
В ней есть душа , в ней есть свобода,
В ней есть любовь , в ней есть язык.
                                                Ф.И.Тютчев

Ход урока.

1.Организационный момент , приветствие .
2. Подготовка к активному усвоению новых знаний .
ВИКТОРИНА.
1) Кому принадлежат строки:
--«Зима недаром злится,
  Прошла её пора…»
--«Люблю грозу в начале мая,
  Когда весенний, первый гром,
  Как бы резвяся и играя ,
  Грохочет в небе голубом…»
--«Чародейкою Зимою
  Околдован , лес стоит…»
--«Есть в осени первоначальной
  Короткая , но дивная пора…»
2) Вспомним биогафию Ф.И.Тютчева.
1. Где родился поэт?
2. Какое ещё родовое имение Тютчевых вы знаете (под Москвой) ?
3. Какой известный в ту пору поэт был воспитателем юного Тютчева ?
4. В каком университете учился Фёдор Иванович Тютчев?
5. На какой службе Тютчев провёл 22 года за границей ?
Учитель: По возвращении в Россию Тютчев приезжает в родной Овстуг и пишет здесь несколько стихотворений. Одно из них – «Неохотно и несмело…»
Именно анализ этого лирического произведения станет предметом нашего урока (тема) . Но вначале вспомним необходимые для успешной дальнейшей работы теоретические сведения.
- Что такое лирика?
- Какие лирические жанры вы знаете?
- Чем отличается лирика от прозы?
Учитель: Сегодня у нас есть прекрасный повод поговорить о родном Брянском крае в связи с изучением стихотворений нашего земляка Ф.И.Тютчева. Чтобы анализировать стихотворение , необходимо как можно больше узнать и об авторе и об истории создания произведений. С этой целью и посмотрим небольшой фрагмент из фильма о Ф.И.Тютчеве .

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

3. Изучение нового материала.
Аналитическая беседа:
Учитель: Какие чувства вызывает этот фильм, какое настроение? (Настроение радостное , так как испытываешь гордость за свой край и людей , которые жили и живут в нём.)
Постановка целей :
Учитель: Обратимся к эпиграфу нашего урока .Ф.И.Тютчев Считает природу живой ,говорит о ней , как о человеке… Природа всегда являлась предметом вдохновения для поэтов , ведь в основе лирики лежит чувство. На сегодняшнем уроке мы попробуем провести анализ лирического произведения, чтобы ответить на следующие вопросы:
а) каким настроением проникнуто стихотворение;
б) какими приёмами пользуется автор для создания образов, картин;
в) что хотел сказать поэт своим стихотворением?
Чтение и анализ стихотворения «Неохотно и несмело…» (читает подготовленный ученик)
Учитель: Какое явление природы является центральным образом этого стихотворения? (гроза)
Учитель: Первоначальное название этого стихотворения – «Гроза дорогой». Оно написано по дороге в Овстуг.
Учитель: Давайте путём построения образного ряда проследим , какие детали пейзажа рисует автор .
1-я строфа: солнце-поле-туча-земля
2-я строфа: ветер- гром-дождь-нивы-гроза
3-я строфа: туча-молния-пламень
4-я строфа: капли-пыль- раскаты
5-я строфа: солнце- поле- земля.
Вопрос: Что мы видим благодаря этому ряду?
В стихотворении показаны все признаки грозы: туча, ветер, гром, молния, дождь.
Сам пейзаж словно бы остаётся тем же , однако гроза многое в нём изменяет.
Учитель: 1-я и 5-я строфы похожи : солнце-поле –земля, но Туча исчезает. Что же она приносит ? (ветер-гром-дождь- гроза –пламень и т.д. )
Учитель: какие чувства у путника вызывает гроза ? (страх и восхищение)
1-й вывод: Образы стихотворения создаются через детали пейзажа .
Творческое задание (словесное рисование): опишите словами, какие изменения в природе видит человек, оказавшись в поле во время грозы.
(Видит , как ползёт туча , налетает ветер , небо заволакивает свинцовыми облаками, потом всё замирает, дальше видит вспышку молнии, слышит раскаты грома, начинается ливень, бушует стихия
медленно затихает, край неба становится светлее, заканчивается дождь , выглядывает солнышко)
Учитель : это называется динамика или движение. Перед нами не застывший пейзаж, а целое действо. Мы видим начало грозы , кульминацию , конец . Поэт словно оживляет пейзаж.(Вспомним наш эпиграф)

Проблемный вопрос (на умение анализировать материал):
- Как поэту удаётся оживить пейзаж, сделать так, чтобы мы видели движение, смену картин ?
(Предположения - гипотезы учеников)
Учитель : Сегодня мы пробуем анализировать стихотворение , а для этого нужно знать некоторые секреты поэтического мастерства.
Секрет первый (разгадываем сами):
- какая часть речи обозначает действие, найдите слова этой части речи в стихотворении? (глаголы: смотрит , прогремело , принахмурилась, пробилась , окаймил , летит , взглянуло , потонула)
Вывод : для передачи движения поэт в стихотворении использует глаголы .

Секрет второй (подсказка учителя) :
- Подумайте, зачем автору понадобились односоставные предложения ?
- Каков порядок слов в предложениях? Как называется такой приём?

Вывод - подсказка: односоставные предложения . С их помощью писатели и поэты очень кратко и точно рисуют место , время действия , пейзаж , обстановку , что помогает создавать эффект быстрой смены картин или эффект движения. Инверсия помогает выделить наиболее важные слова (в конце предложения).

МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ:
Работа с пейзажем А.Саврасова «Просёлок» и фотографией , на которой изображена гроза.

ЗАДАНИЕ: давайте сравним пейзаж живописца, фотопейзаж и пейзажную лирику.
Проблемные вопросы :
- Что в них общего и чем они отличаются ?
- Какой из известных вам видов искусства способен передать движение ?

ОТВЕТ : все они изображают грозу , но стихотворение передаёт движение грозы , а на картине и на фотографии мы видим лишь один застывший миг ; более полную картину мы видим в стихотворении Ф.И.Тютчева. Движение способно передать кино .

2 -й вывод:
Образы создаются благодаря динамике или движению.

Учитель: Мы сравниваем стихотворение с другими видами искусства , но если говорить о стиле художественных произведений , то что является их характерным признаком ? (Наличие образа и средств художественной изобразительности , при помощи которых этот образ создаётся)

Аналитическое задание : проследить , при помощи каких средств художественной изобразительности создаёт автор образ грозы.

1-я группа : найти олицетворения
              Солнце смотрит , взглянуло
              Побилась молнии струя
              Земля принахмурилась , потонула
2-я группа : найти эпитеты
             Смотрит неохотно и несмело
             Смятенная земля

РАБОТА СО СЛОВАРЁМ (универсальные учебные действия)
СМЯТЕННАЯ - находящаяся в смятении, волнении

3-я группа: метафора и сравнение
             Взглянуло исподлобья
             Синей молнии струя (струя – поток жидкости, света)
             Летит вихрем (творительный сравнения)
             Раскаты смелей (сравнительная степень прилагательного)

4-я группа : звукопись
             Раскаты громовые ( г-р )
            Всё сердитей и смелей ( в-с-м )
5-я группа : цветопись
             Зеленеющие нивы зеленее
             Синей молнии струя
             Пламень белый и летучий
             И в сияньи потонула…земля

3-й вывод:
образный ряд, картина создаётся при помощи средств художественной выразительности
4. Обобщение и систематизация материала ( синтез ).

ВОПРОС: какова же основная мысль стихотворения , что хотел сказать своим читателям поэт ? (Природа прекрасна во всех своих проявлениях)

Учитель: Анализируя стихотворение, мы выяснили , при помощи каких средств художественной выразительности создаётся картина, художественный образ.
Обобщите и дайте полный ответ, какие приёмы использует автор в стихотворении «Неохотно и несмело…» ?

Вопрос: Скажите , каким настроением проникнуто это стихотворение? (радости, бодрости)

УЧИТЕЛЬ: Ребята , мы с вами на уроке провели большое исследование . Вся наша работа была направлена на то , чтобы научить вас понимать прочитанное , вдумываться в смысл и открывать для себя новый мир  , мир поэзии . Всё это – элементы анализа стихотворения . Пока что вы умеете далеко не всё , однако наше занятие – ещё один шаг в овладении умениями анализировать стихотворение.

Работа с кадром «Анализ лирического стихотворения»
5. Домашнее задание: опираясь на полученные знания , проанализировать стихотворение Ф.И.Тютчева «Листья»(стр. 204-206)

Рефлексия .

- Что вы узнали нового ?
- Чему научились ?
- Какое настроение у вас в конце урока ?

План урока.

1. Оргмомент: настроение, словарь.
Презентация
2. Подготовка к восприятию нового материала:
Викторина
Тема
Теоретические вопросы
Фрагмент фильма
3. Усвоение новых знаний:
Чтение стихотворения
Центральный образ
Первое название
Приёмы создания образа :
- детали пейзажа (образный ряд)
- динамика или движение (словесное рисование, секреты поэтического мастерства)
- средства художественной выразительности (групповая работа, словарная работа)
4. Обобщение и систематизация материала :
Обобщённый вывод о приёмах создания образа.
Идея стихотворения.
Жанр.
5. Домашнее задание .
6. Рефлексия.